История, одетая камнем

Реконструкция Быховского замка

Древний Быхов, где в этом году пройдет 20–й День белорусской письменности, готовится встречать гостей...

Древний Быхов, где в этом году пройдет 20–й День белорусской письменности, готовится встречать гостей. На состоявшемся здесь заседании Национального организационного комитета по подготовке и проведению праздника заместитель Премьер–министра Анатолий Тозик заверил: к 1 сентября город изменится до неузнаваемости. Полным ходом идет благоустройство, строится новый бассейн, будут отреставрированы кинотеатр, Дворец культуры, авто– и железнодорожный вокзалы, начаты работы по восстановлению местных достопримечательностей. В старом центре города появится скульптурная композиция, посвященная уникальному памятнику белорусской письменности — Баркулабовской летописи. Разместится она рядом с Быховским замком — памятником архитектуры начала XVII века, некогда принадлежавшем гетману Великого княжества Литовского Ходкевичу, а после — династии Сапегов. В его возрождение последние годы никто уже не верил. Но крепость — монументальное строение выполняло и оборонительную функцию — сдаваться не спешила. И, похоже, дождалась своего звездного часа.


О том, что Быховский замок все же решили возродить, мы писали («Жемчужина земли белорусской», «СБ» от 20.02.2013 г.). Около 72 миллионов рублей уже пожертвовали жители страны, 7 миллиардов выделяют областной и республиканский бюджеты. В этом году восстановят две оборонительные башни, в День белорусской письменности в них разместится временная музейная экспозиция. Полностью реставрацию обещают завершить к 2018 году. Но уверена, еще до того, как это произойдет, сюда потянутся те, кто отреставрированной старине предпочитают первозданную. Вот и мне захотелось еще раз побродить по древним покоям, в которые — крыши в замке нет — всматривается небо. Еще раз прикоснуться к тайнам, здесь поселившимся. Жаль, даже местные жители о многих из них и не догадываются.


Преданья старины глубокой


Историями о панночках в белых одеяниях, якобы живущих в любом старинном замке, никого не удивишь. Слишком однотипны: роковая любовь, трагическая смерть, души, не нашедшие упокоения... Из той же серии легенды о святых озерах, разлившихся на месте якобы провалившейся под землю церкви. Быховский замок подобными слухами никогда и не обрастал. Внушительный, он одним своим видом дает понять: моя «биография» серьезна, нет в ней места подобному примитиву.


С директором Быховского историко–краеведческого музея Сергеем Жижияном по полуразрушенной лестнице без перил поднимаемся на верхний этаж замка, который стоит на горе. Отсюда открывается потрясающий вид на реку. С этим местом связано много легенд.


Одна из них — «Бълорусское преданiе о постройкъ кръпости въ старомъ Быховъ», опубликованная еще в середине ХIХ века, гласила, что у первых строителей крепости, как ни бились, не шла работа: «Скiлько земли не сиплють, чого не роблять, нiчого не вдiють». Решили послать из Быхова гонцов, чтобы привели первого идущего в город. Встретился им хлопец, за ним увязалась девка. Не знала, несчастная, что в городе «вже й яму iм наготували». Обоих заживо в ней и похоронили. И стройка с ходу заспорилась, крепость возвели.


Жутковато, конечно. Даже пейзаж за окном уже не кажется столь живописным. Но директор музея успокаивает:


— Подобные мифы существуют в Европе, где сохранились города–замки. У нас такой легендой пугают посетителей Гольшанского монастыря. Но ведь жертвоприношения свойственны язычникам... Впрочем, в записках игумена Ореста упоминается: в Быхове в 1687 году сожгли несколько десятков чародеев. Стало быть, язычники тут жили.


Выходит, предание может под собой иметь реальную почву? Как легенда о подземных ходах, ведущих от замка к Днепру, синагоге и костелу. Ходы были нужны на случай отступления, чтобы был доступ к воде. Их, говорят, обнаружили еще при Союзе и скорехонько замуровали. Однако чтобы ход из Быхова вел через Днепр до Могилева, конечно, миф. Впрочем, местным он неинтересен. Они охотнее верят в то, что где–то под землей закопаны сокровища Сапегов.


Серебряная пуля для оборотня


Об этой легенде знают немногие, а она, пожалуй, самая яркая. И мистическая. Датируется серединой ХVII века, когда в начале русско–польской войны 1654 — 1667 годов гетман Богдан Хмельницкий отправил на наши земли казацкое войско. Покоряя крепости и города, они оставляли за собой разоренные жилища, пожарища, пепелища. Одним из самых жестоких атаманов слыл Иван Золотаренко. В страхе перед ним целые города сдавались без боя. Но это не спасало жителей, Золотаренко не ведал жалости: давил, кромсал, сжигал. А самого ни сабля, ни пуля не брала, в миру его даже нарекли оборотнем. Но Быховский замок ему одолеть не удалось. Из мушкета с колокольни костела подстрелил Золотаренко органист Томаш — серебряная пуля угодила прямо в сердце атамана. Томаша подбили на убийство католические священники и иезуиты, пообещав бедняку безбедную жизнь и сан святого после упокоения. И серебряную пулю для оборотня сами же отлили из освященной и исписанной «нарочитыми заклинанiями» чаши.


Удивительно, но на этом мистика не заканчивается. По легенде, на родине, в Украине, когда атамана–оборотня пытались отпеть в церкви, тело его воспламенилось: «Пожрал адъ съ полным своимъ дьявольским трiумфом и величiем за то, что ... яко бы онъ был большой характерник или чародей». Увы, та же легенда гласит, что вместе с нечистым в том храме сгорела чуть не тысяча прихожан... Впрочем, по словам Жижияна, есть и другая версия гибели «оборотня» под Старым Быховом: пуля угодила ему в ногу, и он истек кровью.


Только факты


Туристы–россияне рассказывали как–то, что видели ночью у замка белый силуэт. Студенты истфака Могилевского университета имени Кулешова, которые под руководством заведующего кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин Игоря Марзалюка ныне проводят тут раскопки, уверяют: за неделю не встретили ни одного привидения. Зато повстречались им царские монеты XVIII века, покрытое патиной днище бутыли тех же времен (из таких пили дорогое вино и медовуху), керамика XVIII — начала XIX веков, геральдические изразцы гербов Ходкевича и Сапеги... Местные историки, которым достанется в наследство этот скарб, надеются, что их могилевские коллеги отыщут и еще одну ценность — пушки. В XVI — XVIII веках Быхов славился своей людвисарней (литейная пушечная мастерская. — О.К.).


А может, докопаются и до новой тайны, которая до сих пор похоронена под толщами веков и земли.

 

Советская Белоруссия №114 (24251). Суббота, 22 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Валерий
Конечно Быховский замок место старое и обросшее легендами, некоторые из этих легенд находят вторую жизнь интерпритируясь журналистами на свой манер.<br />
"Предание о постройке крепости в Старом Быхове", несмотря на то что было опубликовано в 19 веке, имеет более глубокие корни, так как было записано со слов человека из Старого Быхова которому ее рассказала мать. И важно не только содержание предания, но итот факт что оно сохранилось благодаря этой публикации, так как в современном Быхове никаких подобных сведений не сохранилось.<br />
Байка про смерть Золотаренко датируется 19 веком, когда деятели украинской культуры сочинили псевдоисторический памфлет"Историю Русов", цитаты из которой и приводятся. <br />
Ни в одной из летописей 17 века, сообщающих о гибели прославленного атамана нет сведений о серебряной пуле и органисте-убийце, тем более иезуитах. Также никто не называл Ивана Золотаренко оборотнем, это выдумка наших дней. Погиб он под Быховом, от тяжелого ранения в ногу, так и не захватив крепость которую осаждал более года. В литературе к нему прижились прозвища "чародей" и "характерник".<br />
Подробнее о гибели Золотаренко:<br />
http://www.bykhov.by/?p=54155
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?