История любви. За наличные и в кредит

На Западе в моде поговорка: «Иметь хорошую кредитную историю — это все равно что ходить в чистом костюме и хорошо выглядеть». Афоризм становится актуальным и для нас. С 1 мая Национальный банк запустил в эксплуатацию кредитное бюро...
На Западе в моде поговорка: «Иметь хорошую кредитную историю — это все равно что ходить в чистом костюме и хорошо выглядеть». Афоризм становится актуальным и для нас. С 1 мая Национальный банк запустил в эксплуатацию кредитное бюро. Информация о заемщиках стекается из 28 коммерческих банков в главное денежно–кредитное учреждение страны. Скоро банкирам достаточно будет только нажать клавишу, чтобы узнать, что у клиента за душой... Так формируется обоюдная любовь: банков и заемщиков, т.е. нас с вами, дорогие друзья.

«Передавать истории своих клиентов в бюро — правило обязательное для всех банков. Иначе в нашей базе образуются «провалы», — комментирует начальник отдела кредитных историй Нацбанка Виктор Пленкин. — А вот приобретать сведения (стоимость одной «истории» менее 1.000 рублей) никто не принуждает — дело абсолютно добровольное». Впрочем, сотрудники коммерческих банков, очевидно, заинтересованы в информации о потенциальных клиентах. Это понятно: «кот в мешке» может дорого обойтись кредитору.

Честный бизнес

Чтобы запросить сведения в кредитном бюро, банкиры должны получить согласие от кредитополучателей. Гражданин, предприниматель или директор предприятия могут отказаться. Но это также будет отмечено банковскими сотрудниками. И станет поводом для серьезного анализа... Действительно, если у тебя не было просрочек или невозвратов по прошлым кредитам, то что в таком случае скрывать? Поэтому, считают в Нацбанке, организации и граждане будут раскрывать информацию о прошлых сделках. Ведь это выгодно и заемщикам.

«Если банк видит, что клиент порядочный и надежный, он сможет предоставить ему большую сумму под меньший процент. Быстрее пройдет и оформление кредита», — комментирует Виктор Пленкин.

К слову, сегодня в кредитное бюро сдают информацию не по всем сделкам, а только в тех случаях, если в договоре между банком и заемщиком прописана сумма не меньше 10.000 долларов.

Как на ладони?

Последователи тов. Бендера, умеющие использовать лазейки в законодательстве и несовершенство информационной инфраструктуры, всегда найдутся. Некоторые банкиры в частных беседах сетовали, что порой один и тот же человек берет солидные кредиты в нескольких банках, а выясняется это лишь спустя месяцы. «Серийного» заемщика к тому времени бывает и след простыл. «Работа единой информационной системы поставит заслон для многих «сомнительных» клиентов. Мы можем контролировать все крупные сделки ежемесячно и видеть, насколько платежеспособен клиент», — говорит В.Пленкин.

Впрочем, понятие платежеспособности не замыкается только на кредитной сфере. У гражданина, пришедшего в банк, могут быть долги за электричество, коммунальные услуги, сотовую связь и т.д. Будет ли отслеживать эти «минусы» кредитное бюро? Пока такие задачи не ставятся. «Дело не столько в необходимости устанавливать новые программные продукты, сколько в отсутствии нужной законодательной базы, — объясняет В.Пленкин. — Банк, к примеру, может запросить у ЖЭСа коммунальный «баланс» своего клиента, но ЖЭСы не обязаны сдавать отчетность по неплательщикам в банки. То же касается и других небанковских организаций». Впрочем, некоторые предприятия, обслуживающие население, сами проявляют инициативу. Например, недавно в Нацбанк обратились операторы сотовой связи с предложением сдавать информацию о проблемных абонентах...

Сведения о долгах клиентов (любых) становятся все более востребованными. В странах Балтии, кстати, в этой нише уже оперируют частные фирмы, которые собирают информацию по всем организациям и продают ее кредиторам. По некоторым прогнозам такие конторы в ближайшем будущем могут появиться и у нас. И в этом случае привычная для некоторых «жизнь в долг» станет весьма обременительной. А те, у кого репутация безупречная, смогут рассчитывать на более легкий доступ к кредитам.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter