История без музейной пыли

Не знаю, чего дальше ждать от нашего Национального музея истории и культуры.
Не знаю, чего дальше ждать от нашего Национального музея истории и культуры... Потому что с каждым разом его выставки все лучше, все интереснее. А верить в то, что так будет продолжаться всегда, трудно. Потому что так не бывает. Потому что раньше было совсем иначе: скучно и серо. А сейчас?

А сейчас там открылась экспозиция, посвященная батлейке. Сначала, признаться, сомневался. Пока ее не увидел, думал: покажут старые "скрынi", прикрепят таблички - и смотри-любуйся, дыши историей. Но ведь все это мы уже проходили: застывшие экспонаты и длинные "объяснительные записки" при них.

Оказалось, наоборот. Это была небольшая комнатка, вся увешанная картинами, заставленная всевозможными фигурками и горшочками, от них веяло духом Коляд и Нового года, в каждом жила очень-очень давняя история.

Это к нам в Минск приехал музей-театр-студия "Батлейка" из Мира, где больше чем полтысячелетия возвышается чуть ли не главнейший замок Беларуси. Вместе с театром со звучным названием приехала и выставка, о которой столь много пропел я слов выше, - "Свет Мiра", или "Мир Мира" (в обоих сочетаниях слов подтекста более чем предостаточно - размышляйте).

Прежде чем я раскрою перед вами двери выставки, несколько слов о самой батлейке. Это такой народный театр, в котором вместо сцены небольшой самодельный домик - мини-Вифлеем, макет родины Христа. А батлейка - это от белорусского названия всемирно известного города Бэтлеем. Хотя называлась батлейка по-разному (батляемка, остлейка, яселка и даже жлоб!), все-таки в истории она известна под нынешним названием. Чаще всего батлейка имела форму церкви, где и боролись между собою силы добра и зла, как и испокон веков. Герои батлейки похожи на марионеток: за игрушечным Вифлеемом стоит актер, который водит кукол, говорит текст, подделывая голоса персонажей на разные лады. Сцены, разыгрываемые в народном театре, разные. Это даже не всегда библейские сюжеты: постепенно, видимо, репертуар развился до того, что люди начали брать материал для представлений из своей обычной жизни. О разнообразии сюжетов говорят сами названия спектаклей: "Цар Iрад", "Мацей i доктар", "Антон з казой i Антонiха", "Вольскi - купец польскi", "Рыгор i франт", "Скамарох з мядзведзем".

Наши мирские друзья подумали, а что если продолжить традицию и расширить репертуар. И показать то, чего ранее в батлейке не было. Предоставляю слово одному из авторов мирской батлейки Элеоноре Ляхнович

: - О Радзивиллах слышали все, но знают нечто конкретное немногие. И у нас, мирян, возникла идея рассказать о славном магнатском роде необычным способом. Всех не заставишь книжки читать, а вот зрелище - это то, что всегда действовало беспроигрышно. И поэтому мы перенесли Радзивиллов в батлейку, где разыгрываем самые интересные сюжеты из жизни князей. Более того, мы также приобщили к прошлому и настоящее, смешав события минувших дней с современностью. Поэтому в нашей батлейке участвуют и куклы-современники. Например, один из героев - обычный белорусский студент, жаждущий приключений, что и приводит его в наш городок...

К фантазированию располагали и необычные работы Элеоноры Ляхнович, развешанные по музейной комнате. Она переработала известные портреты все тех же Радзивиллов, написав княжеские лики новыми "красками". "Кистью" стали ножницы, а далее - дело техники: так возникли на полотнах могущественные магнаты и магнатессы в виде сшитых разноцветных кусочков ткани. Все вокруг пропечатано буковками и орнаментами, найденными на мирской керамике. Невзирая на непривычную технику создания портретов, сходство с оригиналами поразительное! "Модерновая" Уршуля Радзивилл и пресовременнейший Николай Криштап Радзивилл Сиротка такие же властительные и величественные, как и на картинах прошлых веков. Сравните сами: в музее работает экспозиция "Гiстарычны партрэт Вялiкага княства Лiто›скага". А осмотрев ее, все же еще раз на секундочку загляните в сказочный мир батлейки - для хорошего настроения этого точно хватит до конца дня.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter