Источник вдохновения

Вчера на встрече Президента с представителями творческой интеллигенции я слушал выступающих деятелей культуры и искусства и невольно ловил себя на мысли, что еще не больше десятка лет назад в их рядах не было ни единства, ни, возможно, истинно созидательных настроений.
Вчера на встрече Президента с представителями творческой интеллигенции я слушал выступающих деятелей культуры и искусства и невольно ловил себя на мысли, что еще не больше десятка лет назад в их рядах не было ни единства, ни, возможно, истинно созидательных настроений. Тогда эйфория от, казалось бы, открывшейся безграничной свободы творчества после крушения СССР вдруг сменилась осознанием, что в еще не развитом рынке искусство - тоже товар. Только вот найти на него покупателя наш художник (в широком смысле слова) не умел. Да и где было учиться? Было от чего впасть в уныние. Государство тогда о творческой интеллигенции забыло, а массовый потребитель ринулся в пучину мутных бизнес-игр. Что оставалось делать актеру, музыканту, писателю и прочим натурам тонким и ранимым?

Художник всегда немного оппозиционен: альтернативной школе, новым течениям в своей профессиональной сфере, иной раз, что греха таить, коллеге с оригинальным амплуа... Но это, когда он самореализован. А когда нет - всему, что вокруг: непонимающему обществу, давящему государству, безразличной власти. И если последнее справедливо, то, наверное, о сколь-нибудь приличном будущем страны можно говорить лишь с большой натяжкой.

Почему нынешняя власть изначально посчитала заботу об искусстве и культуре не менее важной, нежели вопросы социального обеспечения граждан или развития экономики? Ведь творческой интеллигенции не так уж много. Иной недальновидный политик мог бы пренебречь интересами этой части общества. И... неизбежно бы просчитался. Сказанные вчера Президентом слова о консолидирующей силе творчества объясняют все. В детстве после очередной серии "Семнадцати мгновений весны" мы с друзьями высыпали во двор играть в разведчиков и все хотели быть Штирлицами. Читали "Молодую гвардию" и рассуждали о том, могли ли бы сами бороться так самоотверженно и без страха. А позже изучали суть человеческую по Купале, историю по "Войне и миру"... Мы так познавали свою страну, ее прошлое и настоящее, учились ее любить и гордиться ею.

Конечно, не все в искусстве тех лет было образцом тонкого вкуса и творческой ценности. Но это урок, суть которого сегодня уместно лишь повторить в теории, но не применять на практике. Отсюда и позиция. "Мы против разделения мастеров культуры на придворных, оппозиционных, правых, левых. Нам не нужны карманные сладкопевцы, лакировщики, перевертыши, любители показывать фигу в кармане, в узком богемном кружке хаять нашу страну и нашу жизнь, торговать лояльностью, требовать взамен всяких привилегий, - цитирую Президента. - По крайней мере могу сказать как Глава государства - мне такие партнеры по консолидации всего нашего общества не нужны.

Сегодня страна нуждается в мужественных художниках, патриотах в подлинном смысле этого слова, которые не боятся правды ни в жизни, ни в искусстве и не гоняются за легким хлебом и массовой культурой, сладким заграничным куском. Не замыкаются в узких рамках "искусства для искусства", а выполняют свой гражданский, творческий долг, отдавая талант служению Родине и народу".

Президент говорил и о прикладных моментах - искусство должно быть востребованным. Финансировать творческий поиск постоянно, наверное, не под силу никакому государству. Его задача создать для этого некие базовые условия. И сомневаться в том, что в Беларуси это сделано, вряд ли есть основания. Во всяком случае, практически все выступавшие вчера высказывали слова благодарности за ту поддержку, которую государство оказывает творческой интеллигенции. Это не панегирики. Ведь очевидное не спрячешь: в стране вполне благополучно действуют театры, в них служат талантливые люди, все громче заявляет о себе наше кино, оркестр Михаила Финберга снискал мировое признание, замечена и не остается без работы талантливая молодежь.

Это не значит, что у людей искусства нет проблем. Но они уже не носят всеобщего деструктивного характера. Так, художественный руководитель Театра-студии киноактера Александр Ефремов говорил о проблемах проката наших фильмов на национальном телевидении, главный редактор журнала "Маладосць" Раиса Боровикова - о проблемах современных литераторов, которым трудно "выбиться" из тени признанных классиков... Можно перечислять и дальше, но все выступавшие, в принцепе, соглашались с тем, что трудности - рабочие. Но главное требование к людям творческим сегодня - создавать качественный, интересный людям, говоря языком экономистов, конкурентный продукт. Это, по словам Александра Лукашенко, и станет основой для финансирования культуры и искусства. Другими словами, государство не уходит от обязательства оплачивать труд художника, но нацеленный на конкретный результат.

Судя по всему, в среде творческой интеллигенции такой подход воспринят. После встречи композитор Василий Раинчик говорил мне, что белорусская музыка пользуется спросом и в нашей стране, и за ее пределами. Еще пример - Национальный академический музыкальный театр. Его директор Алексей Исаев говорил, что последние постановки - ""Юнона" и "Авось"", детский мюзикл "Буратино" - постоянно зовут в Россию и Украину. Можно было бы удариться в зарабатывание денег, но ведь и своего зрителя не бросишь. Поэтому театр окупает себя процентов на 60. Но согласимся, что создание полюбившихся своему зрителю спектаклей и есть оправдание тех дотаций, которые выделяет государство. Тем самым оно помогает и творцу, и зрителю. И так, по словам Президента, должно быть во всех творческих сферах: музыке, кино, литературе, изобразительном искусстве...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter