Истинно народный

Владимир Высоцкий до сих пор остается одним из главных кумиров. За последнее десятилетие его рейтинг вырос с 30 до 35 процентов

Говорят, на сцену он всегда выходил со слегка расстроенной гитарой. Ее звучание великолепно гармонировало с хриплым голосом, который любила огромная страна.

Его песням верили, да и как не поверить тому, что поется на надрывной грани, никогда не срываясь. Да и святая простота его текстов, за которой на деле — бесконечность смыслов, вибрирует, как его голос, в самой глубине души.

Даже в эпизодических ролях Высоцкий не просто узнаваем: его минутное присутствие на экране — особенно с гитарой в руках — помнишь и тогда, когда лица остальных актеров и сюжет практически стерлись из памяти.

Именно об этом и многом другом повествует книжно-иллюстративная выставка «Владимир Высоцкий. Спасибо!», которая проходит в Национальной библиотеке Беларуси.

Представленные на выставке материалы рассказывают о жизни и творчестве Владимира Семеновича. В экспозиции собрано около двухсот документов. Здесь — книги, брошюры, буклеты, библиографические справочники, фотоальбомы, открытки, грампластинки, аудиокассеты, компакт-диски.

Он стал легендарной личностью еще в молодые годы — как актер театра и кино, автор и исполнитель песен, которые слушала и пела вся страна. Родился и жил Высоцкий в Москве. В 1956 году окончил школу-студию при МХАТе, служил в Театре миниатюр, Драматическом театре имени А. С. Пушкина, с 1964-го — в Театре драмы и комедии на Таганке, где сыграл более двадцати ролей, снялся в трех десятках художественных и телевизионных фильмов.

С детства он писал стихи. Писал и прозу, сценарии, сказки. С поэтическим наследием Владимира Высоцкого посетителей выставки знакомят собрание сочинений в семи томах и многочисленные сборники: «Я, конечно, вернусь» (1999), «Стихи и песни» (2001), «Спасите наши души» (2002), «Кони привередливые» (2003), «Избранное» (2006), «Я не верю судьбе» (2006), «Не пройдет и полгода» (2007) и другие.

Высоцкий был многогранным человеком. Об этом можно узнать из книг, написанных коллегами по творческому цеху, современниками, близкими людьми — Мариной Влади «Владимир, или Прерванный полет» (1989), Валерием Золотухиным «Секрет Высоцкого» (2002), Федором Раззаковым «Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы» (2004), Риммой Кречетовой «Трое» (2005)... Уникальной в этом отношении является книга Олега Терентьева «Владимир Высоцкий: монолог со сцены» (2000). В ней отображены литературные записи старых концертных пленок актера, где сохранились его беседы с залом, выступления, ответы на записки, размышления вслух.

На выставке можно познакомиться и с такими материалами из фондов библиотеки, как «Владимир Высоцкий и Беларусь: документально-художественное исследование» В. Киени и В. Миткевича; альманах «Мир Высоцкого: исследования и материалы» А. Крылова и В. Щербакова; «Владимир Высоцкий: страницы биографии» С. Зубрилиной; «Правда смертного часа. Посмертная судьба» В. Перевозчикова; «Владимир Высоцкий: мир и слово» А. Скобелева.

В изданиях серии «Белорусские страницы» собраны исследования, переписка, воспоминания о Высоцком из архивов В. Тучина и Б. Акимова. В одном из сборников рассказывается о минской коллекции фонограмм, документальных кино- и видеоматериалах артиста.

Виктор КРУЧКО

Десять лучших фильмов Владимира Высоцкого:

«Место встречи изменить нельзя».

«Вертикаль».

«Хозяин тайги».

«Короткие встречи».

«Стряпуха».

«Карьера Димы Горина».

«Служили два товарища».

«Опасные гастроли».

«Живые и мертвые».

«Штрафной удар».

Десять лучших песен Владимира Высоцкого:

«Это я не вернулся из боя».

«Идет охота на волков».

«Чуть помедленнее, кони».

«Все не так, ребята».

«История болезни».

«Тот, который не стрелял».

«Еще не вечер».

«Поездка в город».

«Милицейский протокол».

«В холода, в холода…»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter