Владимир Высоцкий до сих пор остается одним из главных кумиров. За последнее десятилетие его рейтинг вырос с 30 до 35 процентов
Говорят, на сцену он всегда выходил со слегка расстроенной гитарой. Ее звучание великолепно гармонировало с хриплым голосом, который любила огромная страна.
Его песням верили, да и как не поверить тому, что поется на надрывной грани, никогда не срываясь. Да и святая простота его текстов, за которой на деле — бесконечность смыслов, вибрирует, как его голос, в самой глубине души.
Даже в эпизодических ролях Высоцкий не просто узнаваем: его минутное присутствие на экране — особенно с гитарой в руках — помнишь и тогда, когда лица остальных актеров и сюжет практически стерлись из памяти.
Именно об этом и многом другом повествует книжно-иллюстративная выставка «Владимир Высоцкий. Спасибо!», которая проходит в Национальной библиотеке Беларуси.
Представленные на выставке материалы рассказывают о жизни и творчестве Владимира Семеновича. В экспозиции собрано около двухсот документов. Здесь — книги, брошюры, буклеты, библиографические справочники, фотоальбомы, открытки, грампластинки, аудиокассеты, компакт-диски.
Он стал легендарной личностью еще в молодые годы — как актер театра и кино, автор и исполнитель песен, которые слушала и пела вся страна. Родился и жил Высоцкий в Москве. В 1956 году окончил школу-студию при МХАТе, служил в Театре миниатюр, Драматическом театре имени А. С. Пушкина, с 1964-го — в Театре драмы и комедии на Таганке, где сыграл более двадцати ролей, снялся в трех десятках художественных и телевизионных фильмов.
С детства он писал стихи. Писал и прозу, сценарии, сказки. С поэтическим наследием Владимира Высоцкого посетителей выставки знакомят собрание сочинений в семи томах и многочисленные сборники: «Я, конечно, вернусь» (1999), «Стихи и песни» (2001), «Спасите наши души» (2002), «Кони привередливые» (2003), «Избранное» (2006), «Я не верю судьбе» (2006), «Не пройдет и полгода» (2007) и другие.
Высоцкий был многогранным человеком. Об этом можно узнать из книг, написанных коллегами по творческому цеху, современниками, близкими людьми — Мариной Влади «Владимир, или Прерванный полет» (1989), Валерием Золотухиным «Секрет Высоцкого» (2002), Федором Раззаковым «Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы» (2004), Риммой Кречетовой «Трое» (2005)... Уникальной в этом отношении является книга Олега Терентьева «Владимир Высоцкий: монолог со сцены» (2000). В ней отображены литературные записи старых концертных пленок актера, где сохранились его беседы с залом, выступления, ответы на записки, размышления вслух.
На выставке можно познакомиться и с такими материалами из фондов библиотеки, как «Владимир Высоцкий и Беларусь: документально-художественное исследование» В. Киени и В. Миткевича; альманах «Мир Высоцкого: исследования и материалы» А. Крылова и В. Щербакова; «Владимир Высоцкий: страницы биографии» С. Зубрилиной; «Правда смертного часа. Посмертная судьба» В. Перевозчикова; «Владимир Высоцкий: мир и слово» А. Скобелева.
В изданиях серии «Белорусские страницы» собраны исследования, переписка, воспоминания о Высоцком из архивов В. Тучина и Б. Акимова. В одном из сборников рассказывается о минской коллекции фонограмм, документальных кино- и видеоматериалах артиста.
Виктор КРУЧКО
Десять лучших фильмов Владимира Высоцкого:
«Место встречи изменить нельзя».
«Вертикаль».
«Хозяин тайги».
«Короткие встречи».
«Стряпуха».
«Карьера Димы Горина».
«Служили два товарища».
«Опасные гастроли».
«Живые и мертвые».
«Штрафной удар».
Десять лучших песен Владимира Высоцкого:
«Это я не вернулся из боя».
«Идет охота на волков».
«Чуть помедленнее, кони».
«Все не так, ребята».
«История болезни».
«Тот, который не стрелял».
«Еще не вечер».
«Поездка в город».
«Милицейский протокол».
«В холода, в холода…»