Испытательный рок

Чтобы не заработать нервный срыв во время экзаменов, психологи советуют меньше смотреть в сторону отличников и “зубрить” строго по часам
Ох и не зря слово “экзамен” переводится с латинского как “испытание”! Такого количества стрессов, которые обрушиваются на школьников во время вступительно-выпускного марафона, врагу не пожелаешь. А еще в газетах и по телевизору то и дело мелькают “сезонные” новости. В российском Череповце мальчик ехал на экзамен, а очутился в реанимации — сердце школьника не выдержало стресса. Не удивительно, что в практику вводят дежурства врачей и психологов в школах и вузах во время экзаменационных кампаний. “Не сходите с ума!” — призывают юных белорусов и их родителей психологи. Экзамен — это нормальный стресс, который даже полезен организму и с которым можно легко совладать, если знать, как действовать. “НГ” попросила практикующего психолога поделиться главными законами сохранения душевного равновесия.
Почему отличники
падают в обморок?
— Строгих закономерностей между успеваемостью школьника и его душевным равновесием во время экзаменов нет, — убеждена психолог Галина Коровацкая. — Однако практика показывает, что отличникам и двоечникам испытания чаще даются сложнее, чем хорошистам. У первых повышен порог ответственности за результаты — они привыкли всегда быть лидерами, родители и учителя тоже не ждут от них “подвоха”. Двоечники же настолько уверены в своем бессилии, что вид экзаменационной комиссии подчистую “вымывает” из головы даже остатки знаний.
Именно поэтому главный совет профессионалов школьникам — следовать примеру хорошистов. Они адекватно относятся к своим знаниям и психологически готовы как к положительному, так и отрицательному результату. Как говорится, есть опыт и закалка.
— Может, кому-то следующий совет и покажется несовременным, но он самый действенный: на время экзаменов нужно установить для себя распорядок дня, — продолжает психолог. — Если ребенок “жаворонок”, то и к экзаменам он должен готовиться утром, если “сова” — пусть зубрит по вечерам, ничего страшного в этом нет.
Однако вечернее время, уточняет наш эксперт, не означает с полуночи и до первых петухов. Есть исследования, которые показали: мозг “жаворонков” лучше всего впитывает информацию с 6 до 9 часов утра, а “сов” — с 19 до 21 часа вечера. Днем желательно вернуться к давно забытому тихому часу. И, естественно, на время экзаменов девочкам лучше забыть про свои многочисленные диеты. Совладать одновременно с двумя стрессами юный организм не в состоянии.
Валерьянка на брудершафт
Не меньшая ответственность за душевный комфорт детей во время экзаменов лежит на их родителях. При этом, убеждены психологи, часто любящие мамы и папы своим личным примером сами вгоняют школьников в шоковое состояние.
— Экзамен — это всегда стресс, сопровождающийся выбросом адреналина, но спасаться от трясущихся поджилок валерьянкой можно не всем, — напомнила Галина Коровацкая. — А ведь часто приходится видеть, как заботливые мамы “запивают” свою нервозность седативными препаратами и навязывают успокоительное отпрыскам. Для мнительных и тревожных людей такая тактика оправданна. Но седативные препараты не только снимают мандраж, они еще и тормозят все реакции, работу головного мозга. Поэтому, если ребенок уравновешен и отличается хорошей реакцией, он и сам способен справиться со стрессом. Успокаивающие средства только помешают ему сосредоточиться.
Гораздо эффективнее просто издалека контролировать поведение школьника. Если видите, что ребенок тяжело засыпает и днем и ночью, можно, посоветовавшись с врачом, дать ему какие-то гомеопатические средства. Чаще покупайте мученику науки фрукты, следите, чтобы школьник не перебарщивал с зубрежкой, не “подсаживался” на кофе. А в выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку “репетицию” письменного экзамена. Потом вместе проверьте результаты, обсудите ошибки — это здорово помогает настроиться на настоящий стресс.
Кстати, по поводу родительского “дежурства” у экзаменационных кабинетов или в университетских двориках у специалистов тоже мнение неоднозначное. Если школьник сам попросил составить ему компанию по дороге на экзамен — лучше пойти. Но если видите, что ребенка ваше присутствие “напрягает” — не стоит лезть к нему с излишним вниманием. Нарветесь на крик — сами же будете виноваты.
И, естественно, даже самых больших оптимистов перед экзаменами посещает мысль: а что делать, если провалюсь? Здесь у психологов несколько советов для всех участников экзаменационного марафона. И первый — для родителей.
— Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен, ваша задача — помочь ему справиться с ситуацией, — говорит Галина Коровацкая. — Запомните: никаких возгласов вроде “а вот я говорила”, “я предупреждал” или “надо было учиться лучше” быть не должно. Никакого осуждения или насмешек. Лучше заставить ребенка поверить в судьбоносность результата. Мол, возможно, мы выбрали не ту специальность, а провал — это знак, чтобы что-то кардинально поменять в жизни.
Самим провалившимся психологи советуют не зацикливаться. Каким бы ответственным ни был “первый шаг во взрослую жизнь”, он далеко не такой жизнеопределяющий, как принято считать. Кроме того, в следующий раз у вас будет одно большое преимущество перед новичками — вы все это уже проходили. А делать что-то во второй раз всегда проще.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter