О садоводчестве

Испытатель из Жабинки

У Александра Миколенко участок просто полон диковинок!

Журналистские стежки–дорожки непредсказуемы. Вот и сейчас, оказавшись в Жабинке, я была удивлена абрикосовым деревьям. Здесь они растут повсюду (в том числе и на улице) и густо усыпаны плодами. Что и говорить — климат позволяет. У Александра Миколенко участок просто полон диковинок! Имя этого садовода хорошо известно не только в Брестской области, но и далеко за ее пределами. В свое время Александр Алексеевич выступил инициатором создания в стране клуба любителей персика, абрикоса и нектарина. Сегодня он, инженер–механик по образованию, уже и не представляет себя спешащим на Брестский электроламповый завод, на котором проработал почти 15 лет. «Если подожмет и придется куда–то идти работать, то только садовником», — признается мой герой.


Александр родился в Украине, в селе с говорящим названием Медвин: оно и правда славилось медом и вином. Оба деда погибли в войну, поэтому премудростям садоводства его учила бабушка Наталья Семеновна. Это из ее сада сегодня на участке Александра растут неукрывной виноград (увы, название сорта не сохранилось, а в дедовском саду он был посажен более 50 лет назад) и антоновка, привитая с дерева, что прадед посадил еще в 1905 году.


Как очутился в Беларуси? Влюбился! С будущей женой они познакомились в Могилеве, где проходили практику. Он — как студент Киевского политехнического, а она — Брестского инженерно–строительного института. Молодые обосновались в Бресте, взяв участок неподалеку — в деревушке Задерть, что в 9 километрах от Жабинки. Закладывая свой первый сад, Александр уже имел определенный опыт. Обрезкой винограда он занимался с десяти лет. А как только научился читать, отец подарил книгу «300 советов виноградарю–любителю». Да и у прадеда, Ахрименко Семена Антоновича, панского садовника, в саду было много всяческих культур. За лучшими сортами он ездил к известнейшему в то время селекционеру–плодоводу Льву Платоновичу Симиренко.


Дети солнца


Несмотря на то что участок Миколенко находится в низинке, на холодных жабинковских болотах, хозяин тем не менее активно культивирует южные культуры, считая такое расположение отличным экстремальным полигоном. Здесь через его руки прошло уже более 20 сортов абрикоса, но лучший пока так и не найден. Хотя кандидатом в «победители» может стать очень зимостойкий сорт «запорожец» — плоды ровные, сочные и весом до 40 г. В этом году на участке Александра Алексеевича такие абрикосы созрели к 5 июля.


Большая проблема этой культуры — монилиальный ожог. Александр Алексеевич считает, что одними медьсодержащими препаратами недуг не остановить. Свои абрикосовые деревья он трижды обрабатывает препаратами «Хорус», «Скор», «Топсин М»: до цветения, во время него и после.


Персик хотя и считается южанином, но, уверен Миколенко, его вполне реально вырастить в любительских садах Брестской, Гродненской и Гомельской областей. Уже более 15 лет Александр Алексеевич вынашивает идею закладки персикового сада с уплотненной посадкой — 2х1 м. После получения первого урожая с однолеток на второй год все четные ряды срезаются на высоте 50 см от земли. Нечетные идут под нож на следующий год. И так год за годом. Для такого эксперимента лучше всего подойдут саженцы на карликовом подвое. А из сортов — те, у которых цветковые почки закладываются равномерно по всей длине однолетнего прироста.


Если мало–мальски владеть обрезкой, то ничего страшного в такой густоте нет. Персик обрезают, как и виноград, — рядом с веткой плодоношения оставляется короткая веточка замещения на две почки.


В коллекции Миколенко побывали такие сорта персика, как «киевский ранний», «сочный», «елгавский», «прибалтийский ранний», «редхейвен», «коллинз», «богун», «рилианс», «вулкан», «инка», «вельвет», «искра», «память Шевченко», «харнас» и еще с десяток без названия. А из персиков–нектаринов — «киевский», «фантазия», «харко», «нектард», «дурбин».


Если абрикос Александр Алексеевич на зиму не укрывает, то вот персик, считает, не помешает и утеплить: достаточно обернуть ствол мешковиной, набитой опилками. Экспериментировал и с выращиванием персика в стланцевой форме. Теперь убежден: такие саженцы лучше формировать не в саду, а еще в питомнике.


Что лучше: персиковое дерево или куст? Миколенко отдает предпочтение деревцам на полуметровом штамбе. Но если и куст, то опять же на немного приподнятом штамбе: так практичнее.


Несмотря на свою увлеченность персиком, Александр все равно относится к этой культуре как к баловству. И если бы у него был гектар земли (а не нынешние 30 соток), то посадил бы грушу среднерослых позднеосенних и зимних сортов по схеме 4х4 м. А уплотнителем в саду на первые 5 — 6 лет высадил бы все–таки персик.


Ода саду


К груше Александр Алексеевич особо благосклонен. Особенно к двум ее сортам — «ноябрьской» и «талгарской красавице». У него они не поражаются паршой, дают прекрасные плоды, которые долго хранятся. Неплохим зимним сортом считает и «парижанку». Правда, она слегка поражается паршой. Радуют глаз «амфора», «киргизская зимняя», «оливье де серр», «изольда», «золотоворотская», «конкорд» и другие.


Очень много экспериментирует Миколенко и с сеянцами груши. Если одни пикирует, подрезая центральный корень, то другие — нет, позволяя корню идти в глубь почвы. Обычно Александр прививает грушу на дикие сеянцы лесной груши. А теперь вот заокулировал ее на подвойную айву. Саженцы на таком подвое хорошо себя чувствуют на участках с высоким уровнем грунтовых вод. Но высаживать их нужно, заглубляя до самой прививки: чтобы не подмерзали.


Знакомясь с садом, я обратила внимание на необычные плоды — правильной круглой формы с бронзовым отливом в едва заметную крапинку. Яблоко — не яблоко, слива — не слива... Оказалось, груша — японский сорт «косуи». Величественно смотрятся и модные нынче колонновидные яблони: российские сорта — «президент», «валюта», «малюха», «триумф», «васюган», «останкино», украинские — «антей», «вертикаль» и «танцовщица». Колонновидные здесь груши и алыча. Есть и уникальные деревья: на обычную яблоню привита «колонна». Красиво!


Заинтересовала меня и яблоня сорта «пирос». «Нарядное, праздничное, сочное яблоко, созревающее как раз под Спас, но в отличие от других летних сортов хранящееся свыше двух месяцев», — вдохновенно рассказывает Александр.


Многие панически боятся применять в своих садах гербициды. Миколенко междурядья сада обрабатывает «Раундапом» или «Ураганом». Главное — придерживаться строгих доз и сроков применения. И поверьте, такого стерильно чистого участка я не видела ни у кого: ни одной травинки! Многие посадки вообще замульчированы опилками. А земля так и дышит! Хозяин ее постоянно рыхлит ручным культиватором.


Диковинные экзоты


Мы почему–то обходим своим вниманием айву обыкновенную, считая ее плоды кислыми, твердыми и очень терпкими. А Миколенко вот уже лет 10 не может на нее нарадоваться. В сезон снимает до 50 кг с дерева. Именно дерева: айва обыкновенная (не путать с хеномелесом) чем–то похожа на яблоню — и кроной, и плодами. Самые крупные «яблоки» тянут граммов на 500, а остальные по 200 — 300. Их с удовольствием едят зимой, запекают с творогом.


Есть в саду и айва–малышок на карликовом подвое: ростом не выше метра, а уже с урожаем. Под стать ей (я имею в виду такую же небольшую высоту) некоторые сорта груш, яблок и слив. Александр Алексеевич, формируя саженец, специально оставляет «нулевой» ярус. Секрет же «малышей» кроется в подвое и обрезке.


Не забыта в саду и слива: есть и обыкновенная, и гибридная. Специально коллекцию слив не собирает, хотя проработал более 40 сортов, но отбор ведет жесткий. Деревья с плодами менее 50 г его уже не интересуют. Предпочтение отдает тем, которые могут конкурировать, к примеру, с испанским сортом «голд сун». Из их числа «вижен», «президент», «удлиненная», «амерс».


Подрастает и хурма виргинская. Саженцы двух сортов Александру Алексеевичу привезли друзья из Украины. Там селекция хурмы идет полным ходом. А поскольку и у нас климат с каждым годом становится все теплее, то в Беларуси ей должно быть хорошо. К тому же выдерживает она даже 32–градусные морозы.


Гордится Александр сортами своих черешен: «галочка», «вакханка», «прощальная». Уже созрели и первые дюки — гибрид вишни и черешни. Эта чудо–вишня слаще и крупнее обыкновенной, да и созревает раньше. И другие культуры — земляника садовая, актинидия аргута, шелковица, кизил, малина, вишня, голубика и жимолость — не забыты.


Своего рода украшение участка — виноградник, в котором Александр отдыхает душой. Да и гроздья впечатляют: весом больше килограмма каждая!


Что нужно «греку»


Грецкими орехами Миколенко удивить трудно. На отцовском подворье растет более двадцати разновозрастных деревьев. Самые старые посажены еще до Великой Отечественной войны.


Но на своих дачных шести сотках не каждый отважится высадить «грека» — уж очень много места занимает. Если же дерево сформировать на высоком штамбе (2 м и более), подсказывает Александр, то орех будет меньше затенять другие культуры, да и под ним можно еще что–нибудь высадить. И хотя это идет вразрез с литературными данными (мол, грецкий орех угнетает соседей), у нашего героя именно так, как и в родном украинском селе, растут деревья, чем–то похожие на пальмы.


— Весь секрет в обрезке, — признается Александр. — На второй год после посадки на саженце оставляют 3 скелетные ветви, на третий год на каждой оставляют еще по 3, а на четвертый год уже на имеющихся девяти ветвях оставляют еще по 3 веточки. Так дерево и формируется: 3 — 9 — 27.


Все побеги, что появляются на штамбе ниже скелетных ветвей, удаляются. Обрезать же грецкий орех лучше всего в июле: к этому времени он перестает «плакать».


В Беларуси районировано четыре сорта грецкого ореха, а в своем саду Александр Алексеевич предпочтение отдает народным сортам из родных мест и бывших белорусских панских усадеб. Пару лет назад познакомился с жителем Брестчины, в саду у которого растут огромные (больше куриного яйца) орехи, отличающиеся хорошей зимостойкостью. Раскалываются они под легким нажимом, а ядра мягкие и сладкие. Название, конечно же, утеряно. Александр Алексеевич мечтает этому сорту дать путевку в жизнь под названием «брестский». А пока ежегодно по осени высевает орехи–великаны. Не заглубляя (как пишут в книгах, на 6 — 8 см), а выложив на почву и присыпав слоем опавшей листвы. Чтобы ускорить прорастание и дать дорогу корешкам, между створками вставляет спичку.


Есть в саду у Миколенко и фундук. Более десяти лет Александр занимается его выращиванием. Лучшим и эталонным считает сорт «барселонский». Орехи круглые, очень крупные, собраны в кисти в основном по 4 — 9 плодов. Из краснолистных фундуков радуют «академик Яблоков» и «московский рубин». Для разнообразия наш герой посадил два куста декоративного кудрявого зеленолистного ореха сорта «кантарта». Теперь ищет его краснолистную форму. Хочет завести еще фундук «трапезунд» и «сирена».


Размер орешка у «кантарты», как и у обычной лесной лещины, небольшой, и в кисти их всего 2 — 3. Зато как шикарно смотрится этот сорт ранней весной — без листьев, но с цветущими и пылящими сережками, которые раза в полтора длиннее, чем у обыкновенной лещины! Получили постоянную прописку на участке маньчжурский и черный орехи. В планах, к слову, очередной садоводческий эксперимент: привить «кантарту» на медвежий орех (он же — лещина древовидная).


Своя бахча


В первые годы, пока сад был молодым, Александр выращивал в междурядьях овощи. За это время освоил и отработал собственный «технологический процесс»: три урожая за сезон. Например, картофель — укроп — укроп. Или зеленый лук, посаженный на зиму, — картофель — укроп.


Кстати, вместо навоза Миколенко вот уже который год удобряет свой участок отходами грибоводства. Отработанный после уборки шампиньонов субстрат с оставшейся грибницей — отличнейшее удобрение. Оно намного эффективнее навоза. Кроме того, в нем нет семян сорняков.


Бахча для моего собеседника — не просто слово, а вполне реальное дело. Отцовский опыт ему очень пригодился. К тому же сегодня и выбор сортов побольше: «эврика F1», «мадера F1», «спринтер F1», «романза F1»... Эти и многие другие гибриды арбуза успешно апробированы на жабинковской земле.


С дынями дело обстоит сложнее, но в ассортименте есть с десяток интересных сортов. Один из лучших, по мнению Александра, — «роксолана F1». Семена он высевает в открытый грунт, оставляя между растениями 0,5 — 1 м, а между рядами — 2 м. На 4 — 5–й день после посева (до появления всходов) обрабатывает землю фунгицидом «Топсин М». В июне, пока растения не переплелись между собой, их аккуратно раскладывает и «разворачивает» на юг. Потом они сами разберутся, как им расти. Точно так же поступает и с арбузами. И урожаи всегда на зависть.


А как красиво смотрится грядка с кабачками! Ровная, аккуратная, словно ручей бежит. Такая формировка овощей и называется «ручей». Плод созрел, его срезали и сразу же убрали все листья, что росли до него. Нечто подобное делают огуречники.


Глядя на участок, я по–доброму завидовала Александру Алексеевичу. Но мой герой в своих планах идет еще дальше. Мечтает найти и опробовать еще множество культур. Уже практически готов и выделенный среди леса дачный участок в 20 соток. Земля перепахана, часть деревьев раскорчевана, часть оставлена. Их стволы Александр Алексеевич зачистил почти на 6 м в высоту: будет естественная опора для будущих посадок. В лесной тиши планирует выращивать виноград, который не надо укрывать на зиму, актинидию, лимонник китайский... А пока на собственной поляне собирает грибы.


Рецепт от Александра МИКОЛЕНКО


Ореховые котлеты


1 стакан грецких орехов и 2 луковицы прокрутить через мясорубку. Добавить 1 сырое яйцо, соль, специи и немного манной крупы. Сформировать котлетки и обжарить на растительном масле.


(8-017) 287-19-31


nvt-09@rambler.ru

 

Советская Белоруссия №168 (24305). Суббота, 7 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter