В воскресенье стартует первый ЦЭ: спросили у учеников и педагогов, как проходят последние приготовления

Испытание завтрашнего дня

Выпускники страны 14 мая проверят свои знания по белорусскому и русскому языкам. В режиме готовности находятся 144 пункта проведения ЦЭ, а весь процесс отточен до мелочей. Готовы ли ученики и педагоги к итоговой аттестации в новом формате, узнаем из первых уст.

Педагог Жанна Овечкина и ученица Полина Хлань

Когда Полина Хлань, ученица СШ № 11 Гродно, узнала, что получила на репетиционном централизованном экзамене по русскому языку 100 баллов, разволновалась еще больше — очень захотелось повторить успех на основном испытании. Следом пришла еще одна неожиданная новость: девушка получила диплом университетской олимпиады в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы. А значит, заработала право стать студентом досрочно. Фантастика? Нет! Упорный труд и каждодневные занятия по два часа. Несмотря на возможность зачисления автоматом, Полина планирует попробовать свои силы и в академии искусств:
— Выбирай специальность по душе — главный посыл нынешней вступительной кампании. Им и руководствуюсь. Филология нравится, но живопись ближе, поэтому иду к своей цели. Для каждого одиннадцатиклассника путь к мечте стал легче и короче: вместо четырех экзаменов — два, плюс возможность предъявить сертификаты ЦЭ при поступлении. О таком можно было только мечтать.
Полина признается, что на ЦЭ планирует захватить с собой веточку омелы — на счастье и удачу. На репетиционном тестировании, вспоминает, ей помогли несколько минут медитации и стихотворения собственного сочинения для запоминания правил. Сегодня в ежедневнике девушки интенсив по предмету. Учитель русского языка и литературы Жанна Овечкина замечает, что вместе с детьми придумала повторить теорию в таком необычном формате. Планируют тренироваться до победного и проработать все проблемные темы, чтобы вечером, и тем более ночью, школьники отдыхали.

Жанна Францевна использует зачетную систему — как в университете. Два раза в четверть устраивает проверку знаний. Нестандартный подход действует: на репетиционном ЦЭ сразу трое из одного класса заработали наивысший балл.

— По новым правилам мы уже выставили учащимся годовые отметки по предмету, который они будут сдавать, — уточнила педагог. — Завтра утром ребята встретятся в школе, а позже централизованно отправятся в пункт ЦЭ. Я буду в числе сопровождающих педагогов, на которых возложены все организационные моменты. Кстати, перед выездом в пункт тестирования с детьми обязательно побеседует психолог: подскажет практики для снятия напряжения.

В СШ № 9 Мозыря к предстоящему испытанию относятся спокойно — школьники успели отрепетировать его два раза. В октябре прошлого года выпускники 11‑х классов Мозырского района поучаствовали в пробных испытаниях ЦЭ, когда была первая обкатка новой формы в определенных районах страны. А в январе нынешнего года уже прошел общереспубликанский репетиционный централизованный экзамен.

Заместитель директора по учебной работе Наталья Вегера рассказывает:
— Как только появилась конкретная информация, провели не менее пяти собраний для детей и одно общешкольное — для родителей. Надеемся, что все пройдет хорошо: накануне с сопровождающими учителями отработали возможные проблемные моменты и сценарии их решения, создали общий чат в мессенджере, чтобы с любым нюансом разобраться в режиме реального времени.
Кроме того, девять наших сотрудников будут наблюдателями или ответственными на экзамене. Для них опыт новый. Завтра в пункте ЦЭ посредством жребия решат, в каких аудиториях они будут находиться.

Учитель белорусского языка и литературы Оксана Полещук рекомендует ученикам не руководствоваться убеждением, что первая мысль правильная. Лучше начинать выполнять задания от простого к сложному:

— Але не кiдаемся адразу пiсаць адказы. Глядзiм у акно, некалькi разоў робiм удых-выдых i толькi пасля гэтага прыступаем да выканання тэсту. Пачынаем з тых варыянтаў, у якiх цвёрда ўпэўнены. Напярэдаднi iспыту раю паўтарыць тэорыю, але без фанатызму, бо адпачыць у гэты дзень не менш важна. Мае вучнi вядуць канспекты па асаблiвай сiстэме, заснаванай на вiзуальным успрыманнi iнфармацыi. Для гэтага выкарыстоўваюць iнтэлект-карты, аблокi слоў, а шматлiкiя выключэннi запамiнаюць шляхам складання кароткiх гiсторый з гэтымi словамi. Таму мяне супакойвае думка, што яны змогуць асвяжыць усю тэорыю з 5‑га па 9‑ты клас лiтаральна за некалькi гадзiн.

В ТЕМУ

Ученик, который по медицинским показаниям обучается на дому, мог отказаться от сдачи ЦЭ. В таком случае он должен был написать заявление на имя директора школы с просьбой освободить его от экзамена и приложить заключение врачебно-консультативной комиссии. Но нужно помнить: ЦЭ — это не только выпускной, но и вступительный экзамен. Если 11‑классник решит не участвовать в нем, он не сможет претендовать на поступление в вуз. Однако аттестат все равно получит и сможет продолжить учебу в колледже.

Что касается детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, они могли выбрать, сдавать им ЦЭ или выпускной экзамен. Последний принимает комиссия. Русский или белорусский — изложение, математика — контрольная.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter