Испытание техрегламентами

Еще не утихли споры вокруг цен на транзит нефти и газа через республику Беларусь, как стало ясно, что союзному государству предстоит выдержать еще одно испытание на прочность. Оно связано с необходимостью реформирования систем технического регулирования.

До недавнего времени на союзном пространстве действовало Соглашение о проведении  согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, подписанное в 1992 году государствами СНГ. Содружество проводило конструктивную политику в этой сфере и имело  общие стандарты, разработанные еще во времена Советского Союза. Однако в начале нового тысячелетия  пути России и Беларуси  в области техрегулирования стали расходиться. В 2002 году Россия заторопилась в ВТО и в спешке приняла Закон «О техническом регулировании». Одновременно со вступлением в силу этого закона утратили силу законы «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации».
Другие государства СНГ также решили поступиться Гостами и СНиПами ради входного билета в мировое экономическое пространство, предполагающего реформу системы технического регулирования.
Республика Беларусь приняла Закон «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».
По мнению заместителя руководителя  Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии России Сергея Пугачева, над   соглашением 1992 года нависла угроза, а между торговыми партнерами стали появляться барьеры. Ведь цели технического регулирования России и Беларуси различны. В Беларуси  уже на законодательном уровне заложен  европейский принцип «презумпции соответствия». Минск ввел обязательные требования контроля всей технологической цепочки промышленного производства, связанные  не только с безопасностью продукции, но и с процессами ее разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и оказания услуг, считает Сергей Пугачев.
В России царит полная неопределенность, в том числе концептуальная.  Согласно  принятому три с половиной года назад Закону «О техническом регулировании», к сфере технического регулирования было присоединено все законодательство, где есть слово «безопасность». Количество необходимых технических регламентов многократно возросло. Если в Европе существует всего 24 технические директивы «Нового подхода», то российскому парламенту предстоит до 2010 года  принять около семисот техрегламентов в виде федеральных законов. За прошедшие три с половиной года с момента принятия закона в России появился только один регламент по вредным выбросам автомобильного транспорта. Такая нерасторопность объясняется тем, что реализация закона совпала с административной реформой в России. Около двух лет ушло на смену функций профильных организаций. Вместо Госстандарта возникло Ростехрегулирование и образовалось новое министерство – Минпромэнерго. Пока определяли, кто и за что отвечает, прошло время. Кроме того, стало ясно, что выполнить программу по разработке семисот техрегламентов до 2010 года невозможно, и по предложению правительства  Госдума  приняла решение  изменить базовый  Закон «О техническом регулировании».
Законопроект по внесению изменений в закон предусматривает двухуровневую систему техрегламентов. В рамках этой концепции федеральным законом принимаются только общие технические регламенты. Специальные техрегламенты планируется принимать постановлениями правительства. Но проблема в том, что отраслевые институты, занимающиеся разработкой специальных технических регламентов, находятся в плачевном состоянии, и эта задача, в том числе и по финансированию, легла на плечи бизнеса. Участниками процесса стали не только естественные монополии ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС России» и Газпром, но и крупные предпринимательские структуры. Однако бизнес-сообщество быстро сообразило, что стандартизация – это способ лоббирования своих интересов. По мнению заместителя руководителя Комитета РСПП по техрегулированию, стандартизации и оценке соответствия Александра Лоцманова, один доллар, вложенный в стандартизацию, дает двадцать долларов прибыли. Признаем, что в создавшихся условиях  отраслевые  спецрегламенты, разработанные российскими бизнесменами, могут работать против белорусских партнеров и наоборот. Спецрегламенты, разработанные в Беларуси, способны оставить за бортом экономики этой страны  российских  товаропроизводителей. Идет почти невидимый, тихий процесс размежевания.
К счастью, судьба благоволит союзу двух государств и дает ему шанс исправить ошибки. Второе чтение Закона «О техническом регулировании», намеченное на начало февраля, отложено. Его причину объяснил председатель комиссии по техрегулированию Госдумы Юрий Волков. «В Госдуме проект прежде своего внесения на рассмотрение проходит сложную и открытую процедуру согласования. Передача утверждения техрегламентов правительству не только не позволит избежать лоббизма, а, наоборот, создает для него благоприятные условия», – считает он.
Очевидно одно: перестройка  законодательного фундамента потребует основательной переделки стен и крыши законодательного «Трансвааль-парка», то есть отраслевых спецрегламентов.   «Принятие обновленного закона означает, что вся    работа по техническому регулированию, проведенная до конца 2006 года, будет забыта, и ее придется начинать с чистого листа», – заявил  недавно  на заседании подкомиссии по  железнодорожному транспорту Госдумы заместитель  начальника правового управления   нижней палаты парламента Геннадий Мартьянов.
Таким образом, представители бизнес-сообщества России и Беларуси получают возможность включиться в процесс, сесть за стол переговоров и  не допустить возникновения барьеров в торговле. По словам Юрия Волкова, в феврале обновленный  базовый закон будет принят. Потом начнется работа по созданию спецрегламентов. У Союзного государства осталось совсем немного времени, чтобы избежать конфликта, аналогичного тому, что возник при транзите нефти и газа.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter