Испытание... лекарством

"Даю добровольное согласие на участие в клинических испытаниях лекарственного препарата.
"Даю добровольное согласие на участие в клинических испытаниях лекарственного препарата... Согласен сотрудничать с врачом, сообщать ему о необычных ощущениях и жалобах, которые возникли в процессе испытания. Меня информировали об ожидаемом действии препарата и возможных побочных эффектах". Поставив 5 лет назад под этим текстом свою подпись, Иван стал волонтером кафедры клинической фармакологии Белорусского государственного медицинского университета, где испытывают лекарственные средства.

Кому не приходилось читать аннотации к таблеткам и микстурам: возможны головокружения, тошнота, потеря сознания, диарея, аллергическая сыпь... Никогда не задумывались, откуда об этих ужасах узнают разработчики препарата? Не от подопытных же животных. Кролики и собачки действительно первыми пробуют "на зуб" все лекарства. Но потом приходит черед Ивана и его "коллег". Именно они должны засвидетельствовать, что препарат безопасен для человека, и определить возможные побочные эффекты.

Со времени первого испытания лекарств, проведенного в нашей стране, прошло всего 10 лет. Сегодня на счету волонтеров уже более полутора сотен исследований. Испытываются ведь не только все новые отечественные препараты, но и старые, в которых изменился один из компонентов или иной стала технология производства, а также импортные лекарства, уже прошедшие аналогичные исследования у себя на родине.

День "лекарственного испытателя" подчинен строгому распорядку. 3 раза (а то и чаще) в определенное время выпить лекарство (причем дозировка гораздо больше той, что обычно прописывают своим пациентам врачи); утром до работы нужно непременно успеть заехать на кафедру, сдать анализы, сделать кардиограмму... Не забыть записать в дневник все ощущения и изменения самочувствия на протяжении дня. И даже после того, как испытание закончилось - а длится оно обычно 4 недели, - еще некоторое время приезжать на медосмотры.

- Поначалу страшновато, потом привыкаешь. Пожалуй, самое тяжелое сейчас - это глотать неприятные на вкус лекарства, к которым испытываешь отвращение. А опасность... Ну, во-первых, эти препараты уже несколько лет проходили испытания на животных, а во-вторых, сами разработчики частенько проверяют их на себе. К тому же понимаешь, что делаешь нужное дело, чувствуешь свою ответственность за тех, кому это лекарство выпишут врачи. Сделаешь что-нибудь не так, что-то упустишь, чего-то не заметишь - могут пострадать люди, - рассуждает Иван.

Волонтеры хорошо знают друг друга - не один пуд лекарств вместе съели. Среди них много медиков, студентов, но есть и учителя, радиотехники, химики, инженеры, рабочие, библиотекари и даже один налоговый инспектор. В картотеке - около 100 человек. И все больше женщины, а вот мужчин частенько не хватает. В принципе, стать волонтером может любой человек старше 18. Но студентов младших курсов в исследования стараются не брать - считают, что те еще не достаточно точно могут определить и проанализировать свое состояние. Существует и верхняя возрастная планка - 55 лет. Еще одно требование к волонтерам - умение ограничивать себя в спиртном, сигаретах, жирной пище. Была среди добровольцев любительница хорошо поесть, которая постоянно заваливала все тесты, - больше ее не приглашают.

Так что же заставляет человека браться за такую, прямо скажем, небезопасную работу? Медиков в основном подстегивает чисто профессиональный интерес, остальных - возможность послужить науке, а для кого-то это шанс заработать лишнюю копейку (за свой риск волонтеры получают денежную компенсацию). Правда, большим подспорьем компенсацию не назовешь, конфиденциально сообщают они. К тому же никогда не угадаешь, когда понадобишься для испытаний в следующий раз. Случаются перерывы на год-полтора, а бывает, испытания идут буквально одно за другим - по три в год.

Иногда лекарства преподносят своим испытателям неприятные сюрпризы. Не так давно тестировалась глазная мазь: опыты на животных и разовое применение ее волонтерами ничего опасного не выявили. Но оказалось, что после нескольких процедур буквально все почувствовали жжение и покалывание. Мазь срочно отправили на доработку и снова испытали - на сей раз удачно. А вот новое отечественное кровоостанавливающее средство добровольцам пришлось по душе. Правда, специально вызывать кровотечение для исследования никто их не заставлял. Зато те, у кого были царапины, утверждают, что препарат весьма эффективен.

- После того как волонтеры выполнили свою работу, а медики собрали тома отчетов и результатов испытаний, начинаются клинические испытания лекарства на больных. На этом этапе определяется, насколько новый препарат эффективен, - рассказывает заведующий кафедрой клинической фармакологии БГМУ, главный фармаколог Минздрава Михаил Кевра, который в начале 90-х разрабатывал систему клинических испытаний.

Здесь тоже все по доброй воле и письменному согласию. От исследования можно отказаться в любое время без объяснения причин. Добровольцем может стать практически любой пациент больницы, где разрешены подобные испытания. Правда, существуют "противопоказания": нельзя проводить испытания на осужденных, военнослужащих, людях с психическими расстройствами и детях-сиротах. А также на беременных и детях, за исключением случаев, когда препарат предназначен для лечения именно этих категорий.

...Убедить пациента попробовать новое лекарство - настоящая наука. Первая реакция почти всегда негативна: "Я что, похож на кролика?" Многие боятся и не доверяют фармакологическим новинкам. Возможно, потому, что не знают: ударную дозу до них уже не раз приняли те, для кого глотать таблетки стало ежедневной работой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter