От кисломолочных заквасок до метеостанции: какие разработки НАН Беларуси проходят апробацию в Антарктике

Испытание холодом

Уже почти два десятилетия наша страна осваивает просторы ледового континента. О важности полярных исследований для науки, экономики и геополитики — наш разговор с заместителем начальника Республиканского центра полярных исследований НАН, руководителем Белорусских антарктических экспедиций Алексеем Гайдашовым.

Эффект присутствия 

— Алексей Александрович, 15-я Белорусская антарктическая экспедиция стала самой продолжительной — более семи месяцев. Чем запомнилась «рабочая смена»? 

— Действительно, из-за продолжающихся проблем с логистикой, которые были спровоцированы пандемией, пришлось задержаться. Внепланово захватили почти два зимних месяца (в Антарктиде самая низкая температура — с марта по октябрь). У экспедиции есть масса отличий от предыдущих. Первое — расширенный состав. Было 12 человек, из которых половина — научные работники, остальные — технические специалисты. Для сравнения: на первоначальном этапе участников было двое. Второе — реализовано 8 научных программ по различным направлениям. Третье — опытную эксплуатацию прошли 6 приборных комплексов, разработанных учеными НАН Беларуси и других организаций. Четвертый момент и, так сказать, пик нынешнего сезона — первый в нашей практике внутриконтинентальный поход на расстояние почти 200 километров. Кстати, уже прорабатывается алгоритм дальнейшего расширения географии полярных исследований. Рассчитываем, что в ближайшие годы сможем увеличить площадь научного «покрытия» до тысячи километров. Это необходимо в том числе и для укрепления эффекта присутствия Беларуси на ледовом континенте. 

Последнее — важный момент, о котором я говорю постоянно и хотел бы еще раз напомнить. Само наличие белорусской научной миссии в Антарктике — уникальный пример того, как небольшое государство смогло встать на равных с крупнейшими странами. Собственные станции здесь имеют далеко не все участники Договора об Антарктике (мы присоединились к нему в 2006 году). А наша в 2020 году была признана международной инспекцией одной из лучших. Среди отличительных особенностей «Горы Вечерней» — высокая степень экологической безопасности, технологичность, использование альтернативных источников энергии. Отличные отзывы получила и научная составляющая: приборная база, те виды научных программ и наблюдений, которые реализуются Белорусской антарктической экспедицией. 

Сегодня Антарктида — континент для мира и науки, как было определено международным соглашением в 1959 году. Но не исключено, что со временем будет принято решение по освоению недр и использованию других ее возможностей в экономическом плане. Природные богатства ледового континента огромны. Это колоссальные запасы пресной воды, нефть, алмазы, золото, уран, уголь, редкоземельные элементы. Сейчас их добыча запрещена, но это экономическая и стратегическая перспектива, к которой серьезно относятся ведущие экономики мира. Помимо этого, есть еще и богатейшие морские биологические ресурсы. Поэтому обозначить свое постоянное присутствие в Антарктиде крайне важно. 

Знай наше 

— Какие именно разработки белорусских ученых проходили испытания в условиях Антарктики в этом сезоне? 


— В распоряжение экспедиции поступило сразу 6 уникальных приборных комплексов. В их числе — лидар для зондирования атмосферы, созданный специалистами Института физики имени Б. И. Степанова НАН Беларуси. Он позволяет анализировать газовый и аэрозольный состав атмосферы на высоте до 70 километров. Далее — термометрический комплекс, в дистанционном автономном формате регистрирующий температуру почвы и снежного покрова на различных глубинах. При этом «термокоса» автономна, оснащена элементами питания, рассчитанными на двухгодичный срок. Это разработка Института природопользования НАН Беларуси. Впервые на Белорусской антарктической станции была развернута станция сейсмологического мониторинга (уникальная разработка Центра геофизического мониторинга НАН Беларуси). Антарктида — достаточно сейсмоактивный регион, поэтому здесь есть небольшая сеть станций. Наша позволяет регистрировать землетрясения не только в локальной зоне. Например, мы смогли «услышать» катаклизмы, произошедшие в феврале нынешнего года в Турции и Сирии. При этом чувствительность датчиков настолько высока, что регистрирует даже процесс образования айсбергов. 

Далее — станция фильтрации пресной воды — разработка Гомельского института механики металлополимерных систем им. В. А. Белого НАН Беларуси. Также хочу отметить созданную специалистами Минского НИИ радиоматериалов НАН Беларуси метеорологическую станцию «МетеоАнтарктика». Корреляция (сопоставимость данных) с метеостанцией финского производства Vaisala практически идеальная. При этом «МетеоАнтарктику» отличают компактность и мобильность — комплекс задумывался как передвижной для использования на дальних маршрутах и в сельском хозяйстве. Есть, конечно, замечания (все же в наши задачи входило именно тестирование в полевых условиях), но мы уже обговорили их с разработчиками. 

Прирастаем жильем

— Строительство Белорусской антарктической станции начато в 2015 году. Что она представляет собой на данный момент и есть ли планы на расширение? 

— В 2020—2021 годах завершено строительство первой очереди станции, сейчас идет формирование второй. Введены в эксплуатацию 15 объектов: лабораторные, жилые, складские помещения, гаражные боксы, дизель-электростанция, банно-прачечный, хирургический и амбулаторный модули. В следующем сезоне начнем монтировать кают-компанию. Это будет большой блок, включающий цеха для обработки и приготовления пищи, столовую, зал с современными гаджетами проецирования, библиотеку. Естественно, это не конечная стадия строительства. Будем прирастать квадратными метрами и дальше. Как-никак это своего рода знаковый объект — Белорусский дом науки в Антарктиде, не меньше. 

Родная молочка и хлеб как дома

Полярники протестировали (и с большим энтузиазмом) продукты питания, разработанные учеными НПЦ НАН по продовольствию и Института мясо-молочной промышленности НАН Беларуси.

— Кефиры, простокваша, йогурты и другие кисломолочные продукты жизненно необходимы для полноценного питания. Тем более в полярных условиях, — говорит Алексей Гайдашов. — Но проблема в том, что срок годности их ограничен. В прежние годы мы брали с собой небольшой запас, и кисломолочка была лакомством. Сейчас проблема решена — сухие закваски просты в приготовлении, показали себя отлично. Едим регулярно с большим аппетитом и всем советуем. 

Фото НАН Беларуси

Несмотря на то что на Белорусской антарктической станции есть хлебопечка, в походных условиях такие изделия не совсем удобны — они быстро черствеют. 

— Хлеб, который мы привозим с собой, — длительного хранения, в вакуумной упаковке, — рассказывает Алексей Гайдашов. — Разработан в НПЦ НАН по продовольствию, выпекали его специально для нас на Пинском хлебозаводе. Использованы натуральные консерванты, есть виды с различными полезными пищевыми добавками. Очень вкусный и полезный продукт — проверено на практике.
Данные, добытые в Антарктиде, становятся темами для исследований, научных монографий и публикаций в высокорейтинговых зарубежных журналах, основой для передовых отечественных разработок и научных открытий. Они используются практически всеми организациями Национальной академии наук и не только. Климатология, биология, геология, физика атмосферы — и это еще далеко не весь спектр. 
bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter