Исповедь "сторожевого пса"

Каждый раз, когда захожу в какой-нибудь современный супермаркет, восхищаюсь качеством обслуживания: и улыбнутся тебе, и товар помогут выбрать, и пакет с покупками поднесут. Вот только раньше никогда не задумывался, что стоит за этой вежливостью
Каждый раз, когда захожу в какой-нибудь современный супермаркет, восхищаюсь качеством обслуживания: и улыбнутся тебе, и товар помогут выбрать, и пакет с покупками поднесут. Вот только раньше никогда не задумывался, что стоит за этой вежливостью. Но недавно парень, попросивший называть его Макаром, рассказал мне много интересного об "обратной стороне медали". Дело в том, что еще недавно он работал в одном из престижных супермаркетов Могилева.

- После школы я поступил в институт, - рассказывает парень. - И сразу возникла проблема: за что жить. У родителей, при всем их желании, не было ни малейшей возможности помогать мне. Пришлось крутиться самому. А тут один приятель подсказал мне, что освободилось место охранника в одном супермаркете. Пошел туда. У меня взяли копию паспорта, военного билета и дали подписать договор. Да еще сказали, что с первой зарплаты вычтут за трудовую книжку и карточку социального страхования. Но позже моей фамилии в ведомости на зарплату так и не появилось. Получая деньги, я сначала расписывался за какого-то Березкина, потом Овечкина, Сахарова. Причем ставил свою роспись за одну сумму - около 160 тысяч рублей, а реально получал в 2 раза больше. Когда попробовал было поинтересоваться, с чем все это связано, мне посоветовали не задавать лишних вопросов - мол, деньги получаешь, что еще надо?

На первый взгляд работа несложная: стой в зале и наблюдай за покупателями, чтобы кто-нибудь что-то не украл. Но попробуйте простоять на ногах с 8 утра до 11 вечера - напряжение дикое. При этом никаких прав не имеешь. Выйдешь перекурить - штраф. Если с кем-нибудь заговоришь - опять будешь наказан рублем. Однажды ко мне на работу приехала мама. Так я не рад этому был - не потому, что не хотел ее видеть. Наоборот - соскучился. Но не мог просто подойти к ней и сказать: "Привет, мама". Это могла увидеть администратор и выписать мне очередной штраф. Кстати, что касается сумм материальных взысканий, то они варьируются от 5 до 20 тысяч рублей за провинность. И если мой ежедневный заработок составлял 15 тысяч, нетрудно подсчитать, что отдельные дни (с 20-тысячным штрафом) мне приходилось работать бесплатно.

Не имел я права в свой обед постоять в очереди, чтобы купить что-нибудь поесть. В подвале, где мы переодевались, для работников поставили микроволновку - была задумка дать возможность продавщицам да охране разогревать принесенные из дома "тормозки". Только вот на печке, сразу, как ее установили, написали... "руками не трогать". Я долго пытался понять, почему. Мне сказали - якобы никто сей современной техникой пользоваться не умеет, потому пусть лучше стоит просто так.

Самое противное, что, когда стоишь в торговом зале, чувствуешь себя манекеном. Бывало, что кто-нибудь приклеит мне на спину наклейку с надписью "я плуг" - так и ходишь целый день. А еще зависишь от каприза покупателей. Одной из моих обязанностей было следить за сохранностью разного мелкого товара, выложенного у кассы, - жвачек, "марсов" и "сникерсов" - дабы никто ненароком не сунул себе в карман. И вот одной женщине не понравилось, как я на нее посмотрел. Начала кричать, что она не террористка, не преступница и не позволит, чтобы на нее бросали такие взгляды. Потом быстренько сделала запись в книге жалоб и предложений - я автоматически лишился 20 тысяч.

Деньги приходилось выкладывать не только за различные провинности. Платили мы и за испортившийся товар. Пришла в негодность, скажем, партия йогурта - мы должны были всю ее раскупить. Это касалось и уже провонявшей колбасы, раскисших бананов. Нам говорили, что такой супермагазин, как наш, просто не может работать с убытками - должен быть плюс и только плюс. Однажды летом испортился кондиционер - растаяла целая витрина дорогого шоколада. Тогда с каждого собрали по 25 тысяч рублей.

Впрочем, был еще один способ покрывать различные недостачи - за счет воришек. Обычно подвыпившие студенты грешат тем, что пытаются вынести из торгового зала небольшую бутылку виски, коньяка, джина. И вот стоишь у кассы, видишь - идет потенциальный "клиент". Отправляешься за ним. Но так, чтобы тот не видел: прячешься за колонной или холодильником. И наблюдаешь. Убедившись, что парень положил себе в карман товар, делая вид, будто ничего не видел, отправляешься к кассе. И там ждешь - оплатит покупку или нет. Если человек пытается вынести украденное, подходишь к нему и вежливо просишь предъявить все покупки и показать чек. Как правило, он начинает возмущаться. Тогда приглашаешь администратора. После долгих пререканий бутылка таки достается из кармана. И начинается - "забыл, больше не буду" и т.д. и т.п. Дело, однако, этим не заканчивается. Провинившегося заводят в подсобку и там для начала дают пару раз в ухо плюс раза три в грудь. Но аккуратно, чтобы синяков не оставалось. Затем ставят пред выбором: либо воришка компенсирует стоимость украденного в десятикратном размере (а речь в этом случае идет уже как минимум о сотне тысяч), либо его передают в руки милиции. Многие предпочитают заплатить.

Были люди, которые не соглашались с порядками в супермаркете, пытались протестовать. От них старались избавиться. Если не могли найти действительной причины, старались придумать. Одной кассирше, протестовавшей против системы штрафов, после того, как та ушла домой, подложили в кассу довольно приличную сумму. А утром "нашли" и обвинили девчонку в том, что часть выручки та попыталась присвоить.

Обычно я работал два дня, а потом был выходной. Впрочем, скорее не выходной, а отходной - отходил от усталости. Доходило до того, что после многочасового стояния ноги уже не сгибались в коленях. И на стуле я сидеть не мог - только на полу. Заработанные деньги - из-за физической невозможности куда-то выбраться - так и оставались непотраченными. Потому и удавалось что-то отложить.

Сам я парень компанейский - не мыслю себя вне коллектива. Но в магазине о каких-то доверительных отношениях, а тем паче о дружбе и речи идти не могло. Все смотрели друг на друга волком и ждали какой-то гадости. Мне рассказывали, что один охранник, работавший до меня, подошел к двум кассиршам и выписал им штраф за беседу на рабочем месте. Сам он потом ненадолго задержался - барышни нашли, как отомстить.

А я ушел почти добровольно. Пришлось, подменяя напарника, пять дней работать без выходных. К концу увеличенной смены был измотан до предела. И в последний день дежурства опоздал на полторы минуты. Начальник охраны тут же выписал очередные 20 тысяч штрафа. Это уже переполнило чашу терпения, и я предпочел хлопнуть дверью. Теперь меня, как ни мани, в охранники в жизни не затащишь.

...Понятно, после такой откровенной исповеди мой собеседник не захотел, чтобы его имя (как, впрочем, и название магазина, о котором шла речь) появлялось в печати - мол, мало ли, какова будет реакция его бывшего хозяина. Потому здесь можно было бы ставить если не точку, то хотя бы многоточие. Но я подумал: вдруг все рассказанное - не более чем выдумка, с помощью которой уволенный работник пытается отомстить - пусть и косвенно - своим бывшим работодателям? И решил послушать, что мне скажет в каком-нибудь крупном супермаркете руководство магазина. Выбор на популярный в Могилеве "Перекресток плюс" пал совершенно случайно - эта торговая точка оказалась самой близкой от корпункта. Заведующая магазином Марина Нечипоренко частично подтвердила рассказ экс-охранника. Так, по словам Марины Михайловны, в "Перекрестке" очень жесткая дисциплина. Нельзя опаздывать на работу, распивать спиртные напитки, собираться кучками и болтать, курить в помещении. Если хочешь подымить - выходи на улицу, в специально отведенное для этого место. Но это не значит, что продавщица может бегать курить каждые полчаса. Для этого есть получасовой обеденный перерыв. В остальное время она не должна отлучаться со своего рабочего места. Если нарушитель трудовой дисциплины не реагирует на замечания руководства магазина, то лишается премиальных.

- Не спорю, жестко, - говорит Марина Нечипоренко, - но по-другому нельзя, хотя есть масса недовольных таким положением дел. Но, в конце концов, по сравнению с другими магазинами у нас продавщицы, администраторы получают достаточно неплохую зарплату. И ее надо отрабатывать, а не делать вид, что работаешь. И если человек не реагирует на замечания, приходится наказывать его рублем - так лучше запоминается, что можно делать, а чего нельзя. А еще это стимул постоянно быть в форме. Которая очень нужна - чтобы стать лучшими и соответственно заработать больше.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter