Использовать имеющийся потенциал

Такую  задачу  заместитель  премьер-министра  Иван  Бамбиза  поставил  перед  кооператорами  республики

Такую  задачу  заместитель  премьер-министра  Иван  Бамбиза  поставил  перед  кооператорами  республики,  нацелив  на  эффективную  работу  в  условиях  мирового  финансово-экономического  кризиса

Поводом для встречи заместителя премьер-министра с кооператорами стало рассмотрение на расширенном заседании Правления Белкоопсоюза итогов хозяйственной деятельности ведомства в минувшем году. Предполагалось также выработать комплекс мер по преодолению негативных для системы потребительской кооперации последствий мирового финансово-экономического кризиса. Объективно оценивая результаты работы в 2008 году, надо признать, что они в целом неплохие, хотя уже в четвертом квартале начало ощущаться влияние кризисных явлений в мировой экономике.

По информации заместителя председателя Правления Белкоопсоюза Натальи Гапоненко, выполнены десять из двенадцати установленных параметров, в том числе основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития, доведенные Советом Министров Республики Беларусь. В частности, темп роста розничного товарооборота составил 113,4 процента при прогнозе 111 процентов. Опережающие темпы роста обеспечены также по товарообороту общественного питания, реализации собственной продукции предприятий общепита, производству потребительских товаров, закупкам сельхозпродукции и сырья у населения, оказанию платных и бытовых услуг. Соотношение запасов и среднемесячного объема производства — 56,7 процента при прогнозе 57 процентов. Наконец, сокращение энергопотребления, как и предусматривалось, составило минус 11 процентов. В основной капитал были привлечены инвестиции на сумму 223,7 миллиарда рублей при задании 220 миллиардов.

Однако, отметила Наталья Гапоненко, по темпам роста внешнеторгового оборота и экспорта, несмотря на принимаемые меры, не удалось выйти на прогнозные показатели развития. Между тем с учетом складывающейся в мировой экономике ситуации эти позиции приобретают первостепенное значение. Поэтому, думается, впору задаться вопросом, насколько реальны были доведенные кооперативным организациям задания. Судите сами. В Ивановском, Поставском, Ивацевичском и Стародорожском райпо достигнуты соответственно объемы экспорта от более чем 1,4 миллиона до 556 тысяч долларов США. Следовательно, потребительская кооперация обладает достаточно прочным экспортным потенциалом, который, к сожалению, не всегда используется должным образом. В результате в пяти потребительских обществах объем экспорта был менее 10 тысяч долларов США, а в Круглянском райпо им вообще не занимались.

Проблема, как видим, вновь упирается в так называемый человеческий фактор. Не поверю, что в том же Круглянском райпо, к примеру, не нашлось ресурсов для экспортных поставок.

Дело, скорее всего, в инертности мышления, безынициативности и пассивности тех, кому по долгу службы следовало заниматься этими вопросами. Показателен в этом отношении пример, который привел Иван Бамбиза. Областные объединения мясомолочной промышленности наряду с перерабатывающими предприятиями активно включились в хозяйственную деятельность, что способствует успешному продвижению выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Почему бы и кооператорам не позаимствовать этот опыт, что позволит в конечном итоге укрепить экспортные позиции, прежде всего через систему Центросоюза.

К предложению заместителя премьер-министра, думается, следует прислушаться. Ведь надо признать, что, несмотря на успешное в целом выполнение других прогнозных показателей, ситуация на местах тоже не однозначная. Так, 18 райпо не вышли на прогнозный показатель по розничному товарообороту, а по товарообороту общественного питания набирается уже 37 таких потребительских обществ, причем в некоторых из них даже не обеспечена положительная динамика развития по сравнению с 2007 годом. С учетом этих и других обстоятельств наиболее высокий рейтинг по итогам работы в минувшем году у Гродненского облпотребсоюза, которому присуждено первое место. Далее места распределились следующим образом: Могилевский, Витебский, Минский, Гомельский и Брестский облпотребсоюзы. Скрупулезная работа над ошибками, не сомневаюсь, в кооперативных организациях будет проведена, но уже ясно, что произошла смена лидеров в негласном соперничестве между облпотребсоюзами. Можно по-разному к этому относиться, но, согласитесь, соответствующие выводы обязательно следует сделать. Ведь, напомню, еще несколько лет назад Могилевский облпотребсоюз вообще был в минусе по результатам хозяйственной деятельности, а сегодня оказался на второй позиции. Чем не пример для подражания, как надо организовывать дело?

Впрочем, буду объективен: количество неэффективно работающих кооперативных организаций и предприятий в системе потребительской кооперации постоянно сокращается. Минувший год в этом смысле тоже не стал исключением, что позволило получить в целом по Белкоопсоюзу прекрасный финансовый результат – чистая прибыль составила 50,4 миллиарда рублей, что на 9,8 миллиарда больше, чем в предыдущем году. Как следствие, улучшилось материальное благосостояние работников потребительской кооперации. Среднемесячный размер заработной платы, в частности, достиг 593,5 тысячи рублей, что на 5,6 процента превышает установленное задание и на 30 процентов выше, чем в 2007 году. При этом рост заработной платы был поставлен в прямую зависимость от темпов роста производительности труда. В торговле, например, этот показатель составил 128,9 процента, общественном питании – 130,1, промышленности – 125,2 процента. Кроме того, было создано 1471 новое рабочее место, что примерно в три с половиной раза выше, чем предусматривалось заданием.

Однако, анализируя полученные финансовые результаты, следует помнить и об оказанной в минувшем году Белкоопсоюзу существенной государственной поддержке, которая, межу прочим, измеряется миллиардами рублей. Не случайно на этот момент обратил внимание заместитель премьер-министра Иван Бамбиза. В то же время, в отличие, скажем, от коммерческих структур, потребительская кооперация в определенной мере ограничена в ведении хозяйственной деятельности. Касается это в первую очередь розничных цен на реализуемое кооператорами на рынках мясо. Минэкономики рекомендует устанавливать их на уровне предельных отпускных с учетом торговой надбавки и НДС, мотивируя свою позицию тем, что мясо приобретается не только у населения, но и в сельхозпредприятиях. В то же время на коммерсантов такое ограничение не распространяется. В этой связи Иван Бамбиза предложил вести раздельный учет закупаемого мяса. Вроде бы логично, но на практике, видимо, трудно будет соблюсти такое условие. Ведь на той же свиной туше, согласитесь, не написано, приобретена она с крестьянского подворья или же на животноводческой ферме.

Вообще, должен заметить, тема рынков на заседании Правления Белкоопсоюза звучала довольно часто. По мнению заместителя председателя Правления Белкоопсоюза Ивана Маковского, надо смелее привлекать туда инвесторов, в том числе зарубежных, всемерно развивать на них собственную торгово-закупочную деятельность. Непонятен и запрет на изменение ставок арендной платы, которые не пересматривались с 2006 года. Должны действовать, считает Иван Иванович, повышающие коэффициенты, что позволит сгладить остроту ситуации на рынках потребкооперации.

Действительно, в нынешних условиях работать по старинке не получится. Негативное влияние мирового финансового кризиса, которое ощутила система потребительской кооперации уже в четвертом квартале минувшего года, выразилось, по словам Натальи Гапоненко, прежде всего в замедлении динамики развития основного показателя деятельности – розничного товарооборота. В свою очередь это привело к ухудшению расчетно-платежной дисциплины. Отсутствие же собственных оборотных средств вынуждает кооперативные организации восполнять их дорогостоящими кредитами банков. Между тем ряд отечественных производителей ужесточили договорные условия с торговыми предприятиями потребительской кооперации на 2009 год в части отсрочки платежей. Так, кондитерскими фабриками концерна «Белгоспищепром» СОАО «Коммунарка», СП ОАО «Спартак», ОАО «КФ «Слодыч» сроки оплаты сокращены с 50 до 35 дней.

Или еще пример. УП «Беларусьторг», поставляющее в торговую сеть импортные табачные изделия, выставляет требование оплаты в течение 20 календарных дней, тогда как их фактическая товарооборачиваемость составляет 46 дней. Ужесточает сроки оплаты по поставке табачных изделий и ООО «Табак-Инвест». При установленной договором с ЧУП «Белкоопоптторг» отсрочке платежа 30 календарных дней не осуществляется отгрузка следующей партии продукции до полной оплаты текущего долга за ранее полученный товар. В результате в январе по этой причине было допущено снижение реализации табачных изделий в ряде обл­потребсоюзов.

Аналогичная ситуация и по непродовольственным товарам. Большинство промышленных предприятий в текущем году установили сроки оплаты за такие товары в течение 30 дней при их оборачиваемости свыше 80 дней. По инициативе Правления Белкоопсоюза в концерне «Беллегпром» было проведено рабочее совещание по урегулированию договорных отношений. Между тем сегодня только отдельные предприятия, входящие в состав концерна, готовы отпускать продукцию на оговоренных в подписанном тогда протоколе условиях: оплата – по мере реализации и увеличение объемов поставки через оптовые звенья.

Приходится об этом с сожалением говорить, поскольку на протяжении ряда последних лет торговая отрасль потребительской кооперации успешно справлялась с выполнением доведенных прогнозных показателей развития. Напряженные задания установлены и на нынешний год. По информации начальника управления торговли и общественного питания Белкоопсоюза Павла Кохно, предусмотрен темп роста розничного товарооборота 113 процентов в сопоставимых ценах. Однако надо признать, что начало года сложилось для отрасли непросто, чему есть как объектиные, так и субъективные причины. Иван Бамбиза, в частности, резонно заметил, что пора решительно отказываться от прежних советских подходов в организации торговли, когда, например, доводятся задания облпотребсоюзам по межрегиональному обмену товарами. Подобная практика уже давно себя изжила. Такими процессами должна управлять независимая электронная система без участия людей.

Кстати, об этом говорил и председатель Правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов, который недавно возвратился из служебной командировки из Швеции, где ознакомился с тамошним опытом организации кооперативной торговли. Между прочим, в системе отечественной потребкооперации тоже есть чему поучиться. Владимир Викторович в качестве примера привел Белыничское райпо. Там сумели максимально задействовать внутренние резервы и в результате по итогам января вышли на прогнозные показатели развития товарооборота – реализация на душу населения составила 160 тысяч рублей.

— Сегодня, — подчеркнул Владимир Кулешов, — отечественные производители готовы отпускать потребительской кооперации свои товары, которые раньше придерживали, причем по приемлемой цене. И если мы сумеем подключить российскую товаропроводящую сеть, то получим хороший результат по экспорту продукции. В то же время медлительность только во вред делу, коммерсанты быстро займут нашу нишу.

Думается, тут нечего возразить. В новых условиях требуются более гибкие подходы в организации управления торговыми процессами. По информации Павла Кохно, уже компьютеризированы все четырнадцать оптовых баз, семьдесят магазинов, но это только первые шаги. На нынешний год запланировано также открытие пяти объектов придорожного сервиса типа «Кировчанки» Кировского райпо, где среднемесячный товарооборот составляет 90 миллионов рублей. Кроме того, будут реконструированы еще 143 таких действующих объекта.

Еще на заре советской власти вождь мирового пролетариата призывал научиться торговать. Однако, оказывается, и теперь этот вопрос более чем актуален. Обращаясь к участникам заседания в Белкоопсоюзе, Иван Бамбиза напомнил о конкретном поручении главы государства всем тем, кто занимается выпуском и реализацией продукции: надо научиться и производить, и продавать. Решение этой двуединой задачи напрямую возлагается и на кооператоров. Заместитель премьер-министра отметил, что в минувшем году потребкооперация активно занималась закупками излишков сельхозпродукции и сырья, даров леса у населения, что позволило сдатчикам получить дополнительные доходы. Нынче такую работу необходимо продолжить, акцентировав при этом внимание на укреплении экспортных позиций. И вот здесь определяющим фактором станет компьютеризация торговли – условие, при котором система управления торговыми процессами будет более гибкой и эффективной. Особое требование к опту, который должен выполнять не только снабженческие функции, но и оптового продавца.

 Вы профессионально занимаетесь торговлей, — подчеркнул Иван Бамбиза, — и способны на высоком уровне организовать эту работу.

Что же, акценты расставлены, приоритеты определены. Дело за исполнением, для чего потребуется задействовать весь имеющийся потенциал потребительской кооперации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter