Исполнительные остатки и чиновничьи непонятки

Хозсуд: Взыскать задолженность с госпредприятия проще, чем с частника

Оперативное исполнение исполнительных документов является важнейшей составляющей повышения эффективности экономического правосудия. О том, как этот рычаг задействуется Хозяйственным судом г. Минска, рассказывает заместитель его председателя Елена ШУЛЕЙКО (на снимке).

— Елена Ивановна, Пленум ВХС Беларуси своим постановлением от 24.12.2010 г. № 9 ставил перед хозяйственными судами страны на минувший год такую задачу: оперативно и качественно исполнять исполнительные документы, сокращать остатки исполнительных производств, находящихся на исполнении длительный срок. Как она выполнена Хозяйственным судом г. Минска?

— В отделе исполнения постановлений Хозяйственного суда города Минска на протяжении всего минувшего года целенаправленно решались проблемы повышения реальности исполнения. При этом выявлялись причины наших более низких показателей по сравнению с другими регионами, задействовались различные резервы. Мы требовали от судебных исполнителей улучшения организации и планирования работы, мобильности и профессионализма, повышения ответственности за порученный участок работы.

Обнадеживающие результаты были достигнуты за счет еженедельного контроля в течение всего года за ходом работы судебных исполнителей по данным исполнительным производствам. В рамках исполнительных производств прошлых лет руководством суда и старшим судебным исполнителем проведен не один десяток совещаний, других мероприятий по вопросам скорейшего погашения имеющихся задолженностей как с представителями сторон, так и вышестоящих инстанций, курирующих работу предприятий-должников.

Основной упор был сделан на сокращение остатков, находящихся на исполнении исполнительных производств, в том числе и возбужденных в 2007—2010 годах. Считаю, что после принятых мер с поставленной задачей мы справились. Общие остатки исполнительных производств за неполный минувший год сократились на четверть. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года остатки сократились на треть, то есть на 2482 производства. Сопоставим: в 2010 году процент реально оконченных исполнительных производств от общего количества завершенных составил 45 %, а в минувшем — 52 %. Эти цифры являются наглядным подтверждением того, что отдел исполнения постановлений прилагал максимальные усилия для того, чтобы переломить сложившуюся ситуацию. Но, конечно же, не все резервы еще нами задействованы.

 — Не секрет, что одним из факторов низкой реальности исполнения является сложная экономическая ситуация в стране. В столичном регионе совершенно иная специфика исполнительных производств, чем в других. В чем конкретно это проявляется?

— Немаловажным фактором, влияющим на реальность исполнения в Хозяйственном суде города Минска, является завершение исполнительных производств в связи с ликвидацией или банкротством должника. При среднем показателе 12 % по стране в нашем самом крупном столичном суде данный процент всегда был значительно выше, а именно: в 2009 году — 21 %, в 2010-м — 22 %, в минувшем — 23 %.

Количество исполнительных документов, завершенных в связи с ликвидацией (банкротством), необходимо соотносить с количеством субъектов хозяйствования, зарегистрированных и исключенных из ЕГР. Четвертая часть субъектов хозяйствования, зарегистрированных и исключенных из ЕГР в целом по республике, приходится на г. Минск.

В некоторых случаях длительность исполнения или несогласованность действий приводит к тому, что субъект хозяйствования уходит в ликвидацию, в связи с чем арестованное имущество и денежные средства, полученные от его реализации, направляются ликвидационной комиссии, а фактически возвращаются должнику.

Каждое десятое производство в Хозяйственном суде города Минска из числа оконченных с актом о невозможности взыскания возбуждается повторно. Абзацем 3 подпункта 3.22 статьи 129 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что взыскатель имеет право списания в составе внереализационных расходов дебиторской задолженности при возвращении взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств на счетах в банках и иного имущества. Достаточно однократного предъявления исполнительного документа к исполнению судом и получения акта о невозможности его исполнения по причине отсутствия у должника денежных средств в банках и иного имущества. В рамках данной нормы отделом исполнения постановлений направлялись информационные письма в адрес взыскателей, в частности, тех, кто предъявляет к исполнению исполнительный документ более трех раз, о рассмотрении вопроса списания невзысканной задолженности в порядке статьи 129 НК.

В ближайшее время мы намерены улучшить взаимодействие Хозяйственного суда города Минска с правоохранительными органами при решении проблем привлечения должностных лиц к уголовной ответственности в связи с уклонением от погашения кредиторской задолженности.

— Каково соотношение между должниками государственной и частной форм собственности? С кем из них суду проще работать?

— Как правило, взыскать сумму задолженности с предприятия с долей государственной собственности проще, чем с частника. Ведь за предприятием с долей государственной собственности закреплена недвижимость, технологическое оборудование, имеется большая дебиторская задолженность. На балансе у предприятий частной формы собственности числятся, как правило, оргтехника, офисная мебель, автотранспортные средства. При обращении взыскания на имущество собственники принимают решение о ликвидации предприятия с целью избегания его реализации.

В минувшем году в отношении предприятий государственной формы собственности было возбуждено 17 % от общего количества возбужденных производств, а в отношении организаций частной формы собственности — 74 %. Должниками государственной формы собственности в основной своей массе являются градообразующие производственные предприятия республиканского подчинения, которые находятся в крайне тяжелом финансовом состоянии, с них взыскиваются миллиардные суммы задолженностей.

— И как руководство Хозяйственного суда г. Минска пытается воздействовать на факты такого рода? Всегда ли предпринимаемые вами меры дают желанный результат?

— По каждому исполнительному производству, по которому должником выступает государственное предприятие либо предприятие с долей государственной собственности, в адрес вышестоящих органов направляются уведомления о возбуждении исполнительного производства и о каждом совершаемом принудительном действии. Эти уведомления далеко не всегда вызывают должную реакцию у соответствующих инстанций. И лишь когда дело доходит до невыплаты заработной платы или непосредственной реализации арестованного имущества, вышестоящие органы начинают бить тревогу. Вместе с тем, как и прежде, нашей задачей остается сохранить функционирование предприятия-должника, взыскать имеющуюся задолженность с наименьшими потерями для него.

В минувшем году нашим судом было возбуждено 156 исполнительных производств в отношении республиканских унитарных предприятий и 40 исполнительных производств — в отношении коммунальных унитарных предприятий. В большинстве своем исполнительные производства, по которым должником выступает субъект хозяйствования с долей государственной собственности, оканчиваются в связи с погашением сумм задолженностей в полном объеме. Задолженность погашается либо непосредственно самим должником, либо путем взыскания дебиторской задолженности или обращением взыскания на имущество. Вышестоящие организации (министерства, администрации районов) содействия в погашении задолженности практически не оказывают, ограничиваясь формальными отписками.

— Приведите, пожалуйста, примеры в подтверждение этого упрека.

— Ярким примером является взыскание задолженности в сумме 42 тысячи долларов с открытого акционерного общества «Хлебсервис» в пользу иностранного предприятия ООО «RIGI». Исполнительные производства возбуждены еще в 2008 году. Предприятие хозяйственную деятельность не осуществляет. Погашение производилось путем взыскания дебиторской задолженности (арендные платежи). У должника имеется административное здание балансовой стоимостью более 1 млрд. рублей. Хозяйственным судом города Минска был наложен арест на него. Когда возник вопрос об оценке здания для последующей реализации с публичных торгов, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси выступило против его продажи. Мотивировало свою позицию так: стоимость здания многократно превышает сумму задолженности.

В качестве компромисса было вычленено изолированное помещение в здании, оценено и реализовано с торгов. Полученные денежные средства перечислили взыскателю в счет погашения долга, однако остаток долга составляет 14 тыс. долларов. Взыскиваемая дебиторская задолженность — порядка 15 млн. рублей. Если погашать задолженность исходя лишь из поступающей дебиторской задолженности, то срок погашения растянется еще на длительное время (около 9—10 месяцев). В настоящее время планируется повторное вычленение изолированного помещения из здания, принадлежащего должнику, для эффективного и скорейшего погашения суммы задолженности.

Хотелось бы отметить, что в соответствии со статьей 4 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь одной из задач судопроизводства в хозяйственных судах является содействие становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, достижению примирения сторон, формированию обычаев и этики делового оборота. Длительность нахождения исполнительного производства в отношении ОАО «Хлебсервис» подтверждает, что данная норма не выполняется. Это приводит к подрыву деловых партнерских отношений между субъектами хозяйствования, один из которых является нерезидентом Республики Беларусь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter