На Таджикистан напала вооруженная группа

Исламисты напомнили о себе в Душанбе

30 сотрудников МВД и Минобороны погибли в результате нападения вооруженной группы
В минувшую пятницу неожиданно обострилась обстановка в Таджикистане. Вооруженная группа, возглавляемая заместителем министра обороны страны Абдухалимом Назарзода, совершила нападения в городах Душанбе и Вахдат, в результате которых погибли более 30 сотрудников МВД и минобороны Таджикистана. Назарзода был в тот же день снят с должности указом президента Э.Рахмона, однако и ему, и большинству его террористической группы (по оценкам, более сотни человек, военнослужащие десантно-штурмовой бригады) пока удалось уйти от ответственности. Они укрылись в Ромитском ущелье, где сейчас проводится спецоперация с целью нейтрализации боевиков.



Произошедшее может квалифицироваться как попытка вооруженного мятежа, хотя уже ясно, что попытка эта провалилась. Ситуация в стране остается под контролем властей, которые получили безоговорочную поддержку международного сообщества, включая Россию и страны ОДКБ. В этих обстоятельствах ликвидация боевиков Назарзода лишь вопрос времени.

Тем не менее случившееся является тревожным сигналом глубоких внутренних противоречий, которые в недалеком будущем могут дестабилизировать как Таджикистан, так и весь центральноазиатский регион.

Эксперты обратили внимание на биографию мятежного генерала Назарзода, который являлся членом Партии исламского возрождения Таджикистана, а в 1990-х гг. воевал на стороне Объединенной таджикской оппозиции.

Как известно, в начале 1990-х в Таджикистане бушевала гражданская война. Старой партийной номенклатуре, удерживавшей власть в стране после распада СССР и представленной выходцами из т.н. «ленинабадского клана», противостояла Объединенная таджикская оппозиция, куда вошли представители демократических и исламистских движений, активизировавшихся в республике в ходе перестройки. В 1997 г. между властями и оппозицией был достигнут компромисс, в соответствии с которым оппозиционные силы получили квоты во власти и силовых структурах. Именно по такой квоте и был назначен генерал Назарзода на должность заместителя министра обороны.

Среди оппозиционных сил Таджикистана традиционно сильны исламистские организации. Достаточно сказать, что Партия исламского возрождения Таджикистана, членом которой является А.Назарзода, была единственной официально действующей партией исламистского толка во всей Центральной Азии. В августе министерство юстиции Таджикистана наложило запрет на деятельность этой партии, и многие эксперты именно с этим увязывают произошедший вооруженный мятеж.

В свою очередь, запрет на деятельность крупнейшей исламской партии отражает озабоченность властей Таджикистана ростом исламистского радикализма в стране. Основания для таких опасений есть. Социально-экономическая ситуация в Таджикистане далека от благополучной. Страна стала одним из главных поставщиков гастарбайтеров в СНГ. В условиях социально-экономической неустроенности создается благоприятная почва для радикальных исламистских проповедников, канализирующих социальное недовольство в религиозный фанатизм. Таджикистан, граничащий с Афганистаном, где по-прежнему активны  талибы,  представляющие одну из фракций радикального ислама, находится в особенно угрожающей ситуации.

Появление же «Исламского государства» делает обстановку еще более тревожной. Эмиссары ИГИЛ уже проникли в Афганистан, и вполне возможно, что в ближайшей перспективе они постараются либо переподчинить, либо вытеснить отсюда структуры «Талибана». В случае успеха этой миссии ИГИЛ, представляющий собой намного более опасную и агрессивную фракцию радикального исламизма, почти наверняка устремится далее в Центральную Азию. Учитывая накопившиеся здесь социально-экономические и политические противоречия, это попросту взорвет регион. Просачивание эмиссаров ИГИЛ в мусульманские регионы СНГ уже началось. Пока постсоветское пространство остается на периферии внимания «халифата», но недооценивать угрозу никак нельзя.

В связи с этим события в Таджикистане вполне мог-ли стать реакцией исламистского подполья на попытку его зачистки со стороны властей. И если это так, то ситуация выглядит тревожной вдвойне, указывая на то, что радикалы, по сути, проникли в высшие эшелоны власти государства.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter