Искусство жить

У него две жизни - генерального директора птицеводческого объединения и советника председателя правления банка "Поиск".
У него две жизни - генерального директора птицеводческого объединения

и советника председателя правления банка "Поиск". Одна уже позади, другая - впереди. Впереди, даже несмотря на то, что ему 80 лет. Он будто заряжен энергией. Как заведенный. И сам говорит: "Стареть некогда".

У него свое время. Свои часы. И они идут в том ритме, который он им задает.

В свое время имя Героя Социалистического Труда Константина Дубовского буквально не сходило со страниц газет. Человек, которому удалось на своей птицефабрике построить... коммунизм. Завтраки, обеды и ужины для сотрудников стоили пять копеек. И то, цену формально ввели, чтобы можно было подсчитать, сколько человек питалось в столовой. Если на предприятии работали двое родителей, то содержание ребенка в детском саду им обходилось бесплатно. Матери-одиночки получали прибавку к зарплате. Ни одного работника не было без жилья - квартиры получали быстро и все. Пионерский лагерь "Бригантина" птицефабрики считался тогда одним из лучших в стране. Со всего мира - немцы, американцы, венгры - ехали к нему за опытом.

За 30 лет Дубовский создал целую куриную империю, в которую входило семь птицефабрик. Его называли главным куроводом страны. И за все время никто не смог его обогнать. А пришел-то он на фабрику, когда на ней фактически ничего не было: куры в птичнике по земле ходили, а на счете - 80 тысяч рублей. И он своими руками вместе с сотрудниками деревянные клетки мастерил, а по выходным вокруг фабрики забор городили. Кирпичи на яйца выменивали. Овчарок завели, чтобы воров отпугивать. И площадку соорудили, чтобы птичницы в волейбол могли играть в перерывах. Шаг за шагом возвращал к жизни запущенное хозяйство. "Это сейчас молодые хотят стать богатыми за один день, - говорит Дубовский. - Наверное, потому, что не в тех трудностях выросли. А я своих сыновей всегда учил: чтобы жить богато, нужно начинать с малого и растить его так, как я вас растил".

Дубовский помогал своим подчиненным вплоть до того, что семьи воссоединял и женихов для своих молодых сотрудниц подыскивал. Впрочем, и взамен требовал с них сполна. Сам признает: суров был, наказывал за малейшую оплошность. Окурок на дорожке - уже ЧП, а запах алкоголя - вообще катастрофа. Не дай Бог, птицы витамины недополучат. Зачастую сам приходил разбираться: продуктивность падает - почему? Корма плохие - зачем брали? Люди дорожили работой. В то время устроиться на птицефабрику было непросто.

Дубовский проводил в своей "империи" даже выходные, за что жена над ним постоянно подшучивала: "С курами тебя и похоронят". А он соглашался: "Вместо подушки под голову курицу мне положите". Он не упускал ни одной инновации в системе птицеводства. Если что-то задумал, его не переубедить. Отвечают "нет", он на следующий день опять приходит. У него куры неслись под классическую музыку. Оказывается, она приглушала шум самолетов, которые постоянно выруливали над птицефабрикой в сторону аэродрома. И все отказывались верить, что на его фабрике птичница получала по 270 яиц в год на курицу-несушку, а рентабельность продукции доходила до 70 процентов. Не поверил и Фидель Кастро, когда на международном конгрессе по птицеводству на Кубе Константин Дубовский делился своим опытом. Послал в Минск делегацию проверить его слова, пригрозив при этом: "Если окажется, что ты все врал, будешь здесь строить то, о чем только что рассказывал"...

Десять лет назад Дубовский попробовал уйти на заслуженный отдых. Не вышло. От безделья места не мог себе найти. Поэтому, когда Сергей Костюченко позвал к себе в Приорбанк в комитет по проблемным активам, согласился с радостью. И до сих пор благодарен за это приглашение. Что общего между птицей и деньгами, остается только гадать. Но Дубовский утверждает, что механизм управления везде одинаковый. Стоит ли сомневаться, если с его легкой руки удалось из 73 процентов "зависших" кредитов вернуть 67. Он нашел должника даже на заокеанском курорте и заставил его рассчитаться с долгами. А сегодня, в свои-то 80, тот, кого называли куроводом, - правая рука председателя правления банка "Поиск" Альгердаса Табатадзе. Пришел он туда, как в свое время на птицефабрику, когда банк был фактически банкротом. Вкладчики - его ровесники, да и люди много моложе, сетуя на преклонный возраст и неважное здоровье, обивали тогда пороги всевозможных инстанций с жалобами на банкиров-жуликов. А Дубовский общественного мнения не испугался и пришел в банк, чтобы деньги людям отдать. Вспомнил, с чего когда-то начинал в отстающем хозяйстве, и - где делом, где словом - помог поднять банк на ноги: 6 миллионов долларов из 11, как он говорит, украденных вернули. А со вкладчиками практически рассчитались. Банк вышел на стабильную, прибыльную работу.

Константин Дубовский - один из немногих, кто сумел перелом времени обратить себе во благо. Он ломает все стереотипы, которые уже давно сложились относительно людей его возраста. В нем нет ни капли от стариковского ворчания, напротив, ни одну женщину не отпустит, не наговорив ей тысячи комплиментов. Не изменяя своим ценностям и идеалам, он воспринял жизнь такой, какая она есть. Хотя завистников и недоброжелателей нажил немало. Впервые с предательством столкнулся в юности, когда друг пошел в полицаи и рассказал фашистам о связи семьи Дубовского с партизанами. И дальше по жизни всякое бывало. А потому и говорит: "Глупо считать, что самые преданные люди - те, чья верность приобретается за наличный расчет. Это дешево и недолговечно". Совесть, уверяет, - главное. Да еще любовь к тому, что делаешь. Построить дом, посадить дерево - это правильно, но мало. Не только для себя следует жить, но и для других. Тогда и людям в глаза смотреть не стыдно будет. И нужен им будешь в любые времена.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter