Искусство возможного

В многоцветном спектре современной учебной литературы контрастно выделяются издания нового поколения — учебно–методические комплексы (УМК)...

В многоцветном спектре современной учебной литературы контрастно выделяются издания нового поколения — учебно–методические комплексы (УМК). Передо мной одно из них: «Политология: наука о политике». Авторы — доктор исторических наук Павел Бондарь и кандидат политических наук Юрий Бондарь.


По существу, это первый в Беларуси, да и, пожалуй, в постсоветских странах и Европе УМК по политологии. Его новизна — в комплексном подходе авторов к структуре и содержанию преподавания науки о политике. В гармоничной взаимосвязи представлены авторские лекции по всем разделам и темам учебной программы 2008 года. А также вспомогательные материалы, обеспечивающие творческое усвоение предмета.


Пособие, и в этом его особая ценность, восполняет ряд существенных пробелов в отечественной литературе по политологии последнего времени.


Во–первых, издание дает наглядный пример того, насколько возможно системно использовать в учебном процессе идейно–воспитательный, мировоззренческий потенциал коммуникационных технологий.


Во–вторых, авторы учли пожелания студентов опубликовать в конспективной, тезисной форме обновленные с учетом динамики ситуации в стране и мире лекции. Они позволяют при минимальных затратах времени уяснить сущность теоретических положений и выводов, актуальных проблем и дискуссионных вопросов современной политической науки и практики.


В–третьих, в пособии исследована и убедительно объясняется специфика политических изменений, государственной политики и управления в Беларуси.


В–четвертых, авторы реализовали предложения студентов об издании полного инновационного пакета наглядно–графических, информационно–методических, аналитических и диагностических материалов для самообразования.


Представленный в пособии политологический тренинг побуждает студентов к анализу первоисточников, выработке собственной точки зрения, уточнению своих установок и убеждений. Он предполагает выполнение микроисследований и их систематизацию в форме рефератов, докладов и комментариев. Сформулировано также 64 варианта индивидуальных заданий для письменного изложения ответов и контент–опроса, охватывающих все разделы и темы базовой учебной программы.


Неотъемлемый компонент нынешнего образования — тестирование. Тесты пособия логически продолжают контрольные задания. Вместе они нацелены на расширение кругозора вузовских воспитанников, привитие им навыков и умений самостоятельно добывать знания, находить оптимальные решения в самых сложных ситуациях. Все это стимулирует познание и мышление, чем всегда была сильна наша классическая школа.


Принципиально важно, что в пособии лаконично, интересно и убедительно раскрываются темы, отражающие многогранную политическую жизнь нашей страны. Характеризуются специфика национальной модели социально–экономического развития, структура и направления дальнейшего совершенствования государственного управления.


Авторы не умалчивают о пробелах в теоретической разработке идеологии белорусского государства. Еще в 2000 году в Послании Национальному собранию Президент дал на сей счет соответствующее поручение. Однако процесс создания жизнеспособной доктрины неоправданно затянулся. Авторы напоминают справедливую мысль Александра Лукашенко о том, что «общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам».


Следует подчеркнуть еще одно достоинство издания. Авторские симпатии и антипатии не подвержены каким–либо пристрастиям. Они стремятся дать полную и объективную картину политики как науки и общественной практики, достижений и проблем реальной действительности.


Издание нацелено на обеспечение социализации личности специалиста — выпускника высшей школы. Думаю, за разработку, апробацию и внедрение инновационной методики политического образования и воспитания студенческой молодежи оно вполне может быть выдвинуто на присуждение авторам Государственной премии в номинации «Учебники».


Кандидат философских наук Владимир ВЕЛИЧКО, лауреат Государственной премии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter