Искусство в помощь дипломатии. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров встретился с российскими кинематографистами.

В Большом зале Дома кино состоялась встреча министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с кинематографистами. По словам ведущего вечера кинодраматурга Виктора Мережко, такие встречи призваны возродить традицию мероприятий «Прямой вопрос – прямой ответ».
Большой зал Дома кино вызывает приятные ностальгические эмоции и располагает к искренней беседе, сказал Сергей Лавров в начале встречи. Министр обозначил основные цели внешней политики, в которой одной из главных задач является доступность и понятность ее процессов простым гражданам.
– Внешнеполитическая концепция сводится к очень простым вещам, даже к одной вещи: надо делать все, чтобы стране и ее гражданам было хорошо. Это включает в себя безопасность наших границ, создание условий комфорта во всех сферах жизни.
Сегодня ключом к подъему Российской Федерации выступают процессы модернизации. Это предполагает подключение большого числа внешних партнеров, имеющих высокие достижения по целому ряду прорывных направлений.
– Перед нами стоит задача наладить взаимовыгодное равноправное сотрудничество. Мы формируем так называемые «модернизационные альянсы». Такая программа есть с Евросоюзом, а со многими его членами подписаны отдельные двусторонние документы. Сегодня они переводятся на язык практических проектов. Источники модернизации мы видим не только на Западе, но и на Востоке. Надежными партнерами России в процессе модернизации выступают и страны СНГ, поскольку перед этими государствами стоят те же цели и задачи.
Для того чтобы взаимодействие стран стало действительно взаимовыгодным, надо много работать, искать пути решения проблем, тормозящих процессы сближения государств. Часто причиной непонимания, по словам Лаврова, становятся сохранившиеся стереотипы.
– Берлинской стены уже нет. Прошло двадцать лет, но стереотипы сохраняются. Кому-то неуютно от новой атмосферы, когда в отличие от жесткой биполярности и войны нет блоков, противостояния между Севером и Югом, а есть общие для всех проблемы. Терроризм, наркопреступность, от которой гибнут наши молодые люди, организованная преступность в других криминальных  сферах, деградация окружающей среды – эти проблемы не имеют границ. Для их решения мы должны предпринять коллективные действия. Не все готовы к сотрудничеству на равноправной основе, хотя понимание того, что это необходимо, приходит.
Перспективной традицией, по мнению министра иностранных дел, стало проведение «годов культуры», совместных фестивалей, связанных с общей для стран историей.
– Деятели культуры гораздо проще узнают друг друга, приобретают и восстанавливают связи, дружеские отношения. Это важно для нас, россиян, у которых в национально-генетическом коде заложено то, что Достоевский называл всечеловечностью. Понять культуру других, способность сопереживать – бесценные наши достояния. В сентябре этого года я был в Польше, где мы с Радославом Сикорским вручали премию Барбаре Брыльске и Виктору Ерофееву. Такие традиции необходимы для того, чтобы поддерживать гуманистический аспект наших отношений. Тем более что ушедший год был годом 65-летия Великой Победы. Отдельно хочется отметить кинематографистов, которые внесли свой вклад в сохранение памяти об этом подвиге русского народа. Многие иностранные зрители посмотрели «Брестскую крепость», «Предстояние», «Мы из будущего-2». Это очень здорово, что современное кино рассказывает нам о той войне, пытается переосмыслить исторические события.
Присутствующих интересовала судьба Союзного государства.
– Наши отношения – это отношения между двумя братскими народами, никаких здесь вопросов не возникает. Люди дружат и хорошо понимают друг друга. Мы государства-союзники. И в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, и в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, формируемого Евразийского союза. Есть много стратегических целей, которые нас объединяют.
Интересовались кинематографисты и тем, кто же еще присоединится к Союзному государству в ближайшее время. Состоится ли союз Беларуси, России, Украины и Казахстана?
– Союзное государство строят Беларусь и Россия. С Казахстаном есть Таможенный союз. У нас есть Единое экономическое пространство. В декабре президенты трех стран подписали Декларацию о создании Евразийского союза. Присоединение к этим интеграционным процессам других стран вполне возможно. В создании Евразийского экономического сообщества помимо нас, белорусов и казахов, участвуют Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Украина – всегда рядом, и в общем-то выбор – за украинцами. Искушение задавать нашим партнерам вопросы о том, с кем вы, с Москвой или с Европой, у наших европейских соседей присутствует. Украина тоже хочет стать членом Евросоюза, в Киеве сегодня должны взвесить все плюсы и минусы. Очевидна выгода Украины от вступления в Таможенный союз. Свободная торговля в рамках Евросоюза – тоже. Наша позиция заключается в том, что не надо ставить страны перед выбором. Необходимо дать возможность выгодно сотрудничать с любыми государствами, имеющими общие стратегические цели и политические интересы.
Впрочем, из зала порой звучали вопросы, и самые неожиданные.
– Ваше видение судьбы Крыма?
– Вопрос закрыт. Сухопутная граница России с Украиной закреплена.
– Не думаете ли вы баллотироваться в Президенты России?
– Нет. Не думаю.
– Может быть, отдать японцам Курильские острова? Возможно, население Курил от этого только выиграет?
– Прошу прощения у автора вопроса, но этот вопрос продиктован каким-то комплексом неполноценности. Он означает то, что мы никогда свою землю не сможем обустроить. Это наша земля, и мы обязаны сделать так, чтобы люди там нормально жили.
– Что из себя представляет госпожа Клинтон?
– Она женщина, она Государственный секретарь США, она очень опытный политик. Мне с ней комфортно. Она умеет слушать, умеет слышать. Это не означает, что все вопросы, которые мы решаем, быстро и эффективно решаются, но мы движемся вперед.
– Изменились ли российско-кубинские отношения после ухода Фиделя Кастро с политической арены?
– Я бы не сказал, что именно уход Фиделя Кастро привел к каким-то изменениям, у нас изменения произошли еще во время его официального пребывания на высшем государственном посту – в середине двухтысячных годов, когда Россия стала чуть более окрепшей. Тогда мы стали возвращаться к тем нашим партнерам, с которыми в 90-е годы не могли поддерживать отношения по причине отсутствия финансово-экономических возможностей. Я бывал на Кубе несколько раз, в том числе тогда, когда Фидель официально руководил страной. Он был духовным лидером, моральным лидером, и я могу заверить, что основа укрепления нового фундамента российско-кубинских связей была заложена именно благодаря Фиделю Кастро.
– А зачем нам налаживать отношения с США?
– Мы не такие разные. Если с американцами общаться по-человечески, то можно понять, что они просто немножко больше загнаны в своем стремлении осуществить американскую мечту: они жертвуют своим личным временем, общением с друзьями ради того, чтобы делать карьеру и зарабатывать деньги. Это по большей части нормальные люди. А зачем нам с ними дружить? Отношения на государственном уровне нельзя назвать дружбой, но назвать это взаимовыгодным партнерством – можно. Потому  что мы – две ведущие ядерные державы, на которых приходится более 90 процентов всего ядерного оружия в мире. От того, как идут дела между нами, зависит атмосфера на «шарике» в целом. Америка по-прежнему является ведущим источником технологий, ресурсов, поэтому игнорировать такого партнера было бы просто неприлично. Сейчас мы работаем над проектом создания  парка-заповедника: с их стороны – Аляска, с нашей – Чукотка. Это интересный проект и с исторической, и с экологической стороны.
Беседа, как и планировали, получилась откровенной. Министр выразил готовность к новым встречам и вопросам, которые, по его мнению, помогают сделать внешнюю политику понятной и доступной всем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter