Искусство в квадрате

Квартирные галереи вместо картинных

Квартирные галереи вместо картинных


Квартирные галереи, возникшие в советском арт-пространстве еще в 50-е годы прошлого века, стали вполне заурядной приметой той эпохи, когда искусство делили на "правильное" и "вредное", когда, не имея возможности выставиться в музее или галерее, инакомыслящие художники вынуждены были устраивать нелегальные или полулегальные вернисажи у себя дома. Сегодня никто никому не диктует, под каким углом разглядывать действительность, однако квартирные вернисажи по-прежнему актуальны. Вспомнить опыт прошлого белорусские художники решили не от хорошей жизни. Как и раньше, сказать свое слово миру большинству из них негде.


Конечно, и передвижные выставки в минских ресторанах, и публичные "квартирники" у друзей, первый из которых (причем точно не последний) прошел дома у минского гитариста Глеба Галушко, можно считать всего лишь концептуальным проектом, забавным "художественным методом". Но реальность далеко не забавна: даже в Минске хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать те немногочисленные выставочные пространства, на которые может претендовать современный художник. Причем в большинстве случаев претендовать чисто гипотетически.


- Нет места! Это я слышал везде, когда пытался договориться о выставке в какой либо из городских галерей, - откровенничает график, фотограф, дизайнер и главный идеолог проекта MOVEBLEART Игорь Корзун. - Просто нет места... И в то же время для совместных проектов, каких-нибудь шведских художников место всегда находится. Ситуация оскорбительная...


Действительно оскорбительная, когда увидеть новое белорусское искусство реальнее где-нибудь в Польше или Германии, чем дома. Когда в мастерских наших интереснейших художников накапливается не только некий условный творческий и жизненный опыт, но и десятки ярких холстов, о существовании которых публика часто не подозревает.


Зоя Луцевич, несмотря на всю свою раскрученность и завидную востребованность, - не исключение. Большинство ее произведений, которые на один вечер украсили стены скромной квартиры музыканта, нигде не выставлялись, хотя созданы были отнюдь не вчера. Так что устраивать вернисаж в модном минском клубе ей ничуть не зазорно, как и развешивать свои картины в чужом жилище, не брезгуя ванной и туалетом. Впрочем, синяя майка хозяина, сохнущая рядом с ее важным котом, явно постигшим смысл бытия на своей уютной крыше, создает не менее глубокомысленный фон для рефлексий, чем специально продуманная инсталляция какого-нибудь продвинутого бьеннале современного искусства.


- Идея квартирной галереи для меня абсолютно нормальна, в Варшаве у меня давно есть своя флэт-галери, - рассказывает Зоя. - Экспозиции в ней меняются каждый месяц, причем на вернисажи приходит столько людей, что даже пришлось ввести фейс-контроль. В другие дни люди могут приходить просто по звонку - там постоянно дежурит секретарь, вход свободный... Кстати, если вам сейчас что-то понравилось, можете запросто приходить с друзьями, только уже не к Глебу, а ко мне в мастерскую.


По замыслу Игоря навещать передвижную квартирную галерею MOVEBLEART и впредь сможет любой желающий. В ближайшие дни в Интернете появится соответствующий сайт, где можно будет узнать расписание будущих выставок и увидеть репортажи о предыдущих вернисажах. В том же, что этот ресурс будет востребован, художники даже не сомневаются.


- Главное, не бояться, что тебя не поймут, - рассуждает Игорь. - В конце концов, в крупных городах Европы галерей, равных по площади стандартной белорусской квартире, не так уж мало. Опять же хотя бы три человека придут на вернисаж всегда. И это тоже будет интересно - посидим, поговорим, чаю попьем... Формы самовыражения художника могут быть любыми! Например, я давно мечтаю сделать выставку в бане. Там тепло, люди ходят в простынях, будто в Древнем Риме. Ничто не мешает наслаждаться искусством...


Действительно, бесплатных залов, куда наш художник может запросто пригласить публику, в Минске не осталось. Однако творец, претендующий на какие бы то ни было открытия, не должен становиться заложником спроса, моды или денег. Несмотря на то что сегодня каждый из лидеров арт-группы "Белорусский климат", отметившей недавно свое 20-летие, имеет налаженный бизнес и стабильный заработок (Игорь, например, в рекламных кругах - человек далеко не последний), искусство для них по-прежнему не превратилось в коммерческий продукт. Оно, искусство, настолько интересно им само по себе, что не поддаться художественному азарту совершенно невозможно...


К  слову, когда-то Корзун сделал уличную фотовыставку, развесив работы альтернативных минских фотографов прямо на деревьях и ограде парка Горького вдоль главного столичного проспекта. Сегодня даже Национальный художественный музей не гнушается приглашать фотографов в свои залы. Бесспорно, современные белорусские художники достойны не только квартирных галерей...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter