Искусство улиц.

Когда на смену “гранитно-бронзовому” облику белорусских городов придут авангардные инсталляции художников?

Когда на смену “гранитно-бронзовому” облику белорусских городов придут авангардные инсталляции художников?

Третьекурсник Академии искусств, будущий художник-монументалист Алесь Кудряшов любит рассматривать замысловатые узоры в калейдоскопе, который подарил ему коллега из Санкт-Петербурга. Игра бликов натолкнула 22-летнего художника на идею инсталляции “Коридор вечности” — зеркальной комнаты-мозаики для сквера Симона Боливара в Минске. Работа Алеся стала победителем конкурса “Арт-город” — белорусско-немецкого проекта, призванного преобразовать столичную городскую среду.

 

— Во всем мире с 60—70-х годов прошлого века набирает популярность такое направление в искусстве, как паблик-арт (публичное искусство): вместо того чтобы замыкаться в стенах музеев и галерей художники творят прямо на улице, а статичные памятники-монументы уступают место временным инсталляциям, перформансам, где главное — соучастие зрителей, — объясняет координатор проекта, сотрудник Института им. Гете в Минске Вера Дедок.
Паблик-арт — это и эпатаж, и глубокая мысль одновременно. К примеру, немецкий скульптор Георг Цай, который давал в октябре мастер-класс по паблик-арту для 20 белорусских художников, известен своей статуей зебры, украсившей дворик одной из тюрем — грустная ирония на тему “мира в полоску”...
— В конкурсе приняли участие 14 человек — как совсем молодые, так и заслуженные авторы, — рассказывает Вера Дедок. — Мы намерены предложить Мингорисполкому реализовать проект-победитель в 2012 году.
Алесь Кудряшов показывает эскизы: диковинная десятиметровая конструкция должна отвлечь человека от повседневности, погони за материальным — созерцание ирреального зеркального пейзажа позволит задуматься о вечном. “Мне интересен синтез искусств, увлекаюсь также и поэзией, кинематографом, — говорит автор, — а работа с архитектурной средой важна для меня как для будущего монументалиста, ведь придется работать с мозаикой, витражами, фресками...”
Как правило, инсталляции рассчитаны на короткий промежуток времени — несколько дней или недель, в основном весной или летом. Хочется верить, что архитектурный облик Минска с его монументальными бронзовыми памятниками и пышным ампиром скоро дополнят произведения в стиле паблик-арт, представляющие собой в высшей степени демократичную и современную форму искусства.

Пять самых любопытных паблик-арт-идей для Минска

Яйцекресла
Лаконично и удобно: пять белых кресел из стеклопластика, похожих на огромные яйца. Можно не просто посмотреть на объект искусства, но, усевшись на оригинальное сиденье, и самому стать его частью, считает автор Константин Селиханов.

Звери-раскраски
Попробовать себя в качестве художника предлагают Ольга и Юрий Крупенковы, авторы проекта Animal: фанерные фигурки зверей в скверике и несколько емкостей с красками — и послеобеденный отдых на лавочке превращается в творческий процесс.

Красные дорожки
Как почувствовать себя вип-персоной? Конечно же пройти по красной дорожке! По замыслу Каролы и Даниила Цитович на десять летних дней тропинки сквера можно застелить ковровой дорожкой.

Солнце в цветочном горшке
Яркое и дружелюбное окружение для минчан предложил Андрей Бусел: на две недели городское пространство “зарастает” подсолнухами в пластиковых горшках. В ходе проекта волонтеры перемещают 300—500 жизнерадостных цветков по городу.

Лошадка Боливара
Двухметровая фанерная лошадь-качалка, предложенная Татьяной Гомзой, Еленой Атрашкевич и Еленой Чепелевой, — не только разрушение стереотипа о “холодном” монументе, украшающем парк, но и возможность почувствовать себя отважным южноамериканским генералом-освободителем...

Кстати
В Германии определенный процент от суммы, которую бюджет выделяет на строительство зданий, идет на эстетические цели: специальное жюри рассматривает заявки скульпторов и архитекторов и поддерживает наиболее интересные проекты.

За рубежом
Новаторские идеи, которые помогут разнообразить городскую среду
Трехмерные улицы: комплект разноцветных мелков и знание законов перспективы — благодаря им немецкий “уличный рисовальщик” Эдгар Мюллер создает на асфальте трехмерные водопады, превращает улицы в реки и ледники, а также украшает их репродукциями знаменитых картин. Ставшие чрезвычайно популярными в Европе 3D-рисунки на дорогах чаруют прохожих оптическими “обманками”.
“Живые памятники”: целый час, а не минуту славы предложил своим согражданам британский скульптор Энтони Гормли — в ходе проекта “Один и другой” добровольцы могли занять пустующий постамент на Трафальгарской площади. В июле—октябре 2009 года почувствовать себя монументом смогли более 2400 человек — сменяя друг друга каждые шестьдесят минут, они стали, по замыслу автора, “воплощением памятника человеку как таковому”.
Музыка и кино... в метро: ступеньки лестницы на станции Odenplan стокгольмской подземки превратились стараниями шведских рекламщиков в клавиши гигантского пианино — сыграть может любой желающий. Благодаря “поющим ступенькам” (проект The fun theory) число желающих пройти пешком, а не пользоваться услугами эскалатора, возросло на 66 процентов. А американец Джошуа Сподек, вдохновившись идеей покадровой анимации, в начале 2000-х начал демонстрировать пассажирам метро в Нью-Йорке 15—20-секундные ролики: расположенные на стенках тоннелей картинки-кадры сливаются в единый видеоряд, когда поезд набирает скорость.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter