Искусство растить. Человека

Ученики Октябрьской сельской школы Жлобинского района все как один заявляют, что по окончании 9 классов хотят пойти учиться к.
Ученики Октябрьской сельской школы Жлобинского района все как один заявляют, что по окончании 9 классов хотят пойти учиться к... местному фермеру Пашуку. К Михаилу Николаевичу приходят и жители соседних деревень с просьбой взять в хозяйство "на поруки" сына.

Я приехала на ферму как раз в обеденный перерыв. В уютной большой кухне за столом дружно стучат ложками пять пацанов.

- Хлопцы, кому еще картошки, голубцов? - подкладывает добавку повар Анна Павловна, она же экономка фермы.

Во время послеобеденного чаепития знакомлюсь с ребятами.

- Я агрохимик, пришел к Михаилу Николаевичу после колледжа "по распределению", - шутит 19-летний Николай Ткачев. - Знакомые ребята сказали, что так, как здесь, нигде практике не научат. Работаю уже три месяца. Мне выделили свое поле, сам запахал, теперь хочу пройти все этапы возделывания. Благо техники и мудрых советов учителя достаточно.

14-летнего Сашу Никитина и 16-летнего Диму Воловикова на ферму привели друзья. Поработав месяц, Дима привел сюда и своего старшего брата Михаила.

- Я раньше работал в городе на частном предприятии, - рассказал еще один "воспитанник" Пашука Дмитрий Госпадарев. - Однообразная работа надоела. Ведь родом я из деревни, захотелось поработать на земле. Вот и пришел сюда. Здесь меня уже научили пахать, культивировать, могу даже трактор по винтикам разобрать. Хочу стать механизатором...

- Все началось в 1993 году, - вспоминает Михаил Пашук. - Пришел ко мне 14-летний Валера Сергеенко из неполной многодетной семьи. Честно признался, что от деревенского безделья стал "лазить" по чужим дворам и огородам. И взмолился: дайте любую работу, а то посадят. Отработал на ферме пять лет до армии. Вернулся ко мне.

Михаил Николаевич помог парню устроиться на работу в городе. Теперь Валерий женат, воспитывает двоих детей, Пашука зовет отцом и часто приезжает на выходные.

- После Валеры стали идти и другие дети, в основном из неблагополучных семей, так называемые трудные, - рассказывает Михаил Николаевич. - Учеба им по разным причинам не дается, но, как показывает жизнь, все они очень трудолюбивые.

Сначала ребята на ферме выполняют любую работу - перебирают картошку, заготавливают овощи. Потом потихоньку их обучают всем премудростям ведения хозяйства, причем большого хозяйства, тем более что навыки все они, деревенские дети, имеют.

- Кроме обработки земли, всех ребят мы учим грамотно ухаживать за животными, делать прививки, покрывать коров, растить лошадей, пахать на них землю. Они умеют и за плугом ходить, и строительные навыки приобретают, так как мы постоянно что-то строим, - говорит фермер. - Но мальчишек, конечно, в первую очередь привлекает техника. Не успеешь оглянуться, они уже трактор разбирают.

- И не жалко трактора? Дорогой все-таки! - сокрушаюсь я.

- Это железо, - щедро разводит руками Пашук, - к тому же только так и можно стать настоящим механизатором. А вообще, трактор собрать, картошку или поросенка вырастить можно научиться за несколько месяцев, а вот хорошего человека и специалиста воспитать можно не меньше чем за 5 - 8 лет, - подсчитал он.

Цифры Пашук не придумывает. Почти за 10 лет воспитал он 12 парней. Тех, кто приходит после школы, отправляет за теоретическими знаниями в местный агротехнический колледж. Все ребята за счет средств из прибыли хозяйства обучаются вождению на категории "В" и "С".

- Мой сын после 8 классов заявил: "Пойду учиться к Пашуку!" - рассказывает Людмила Козырева. - У меня 4 детей, а мужа нет. Возражать не стала. Юра, работая здесь, стал нашим единственным кормильцем. Тогда в колхозе денег вообще не платили. Выучился на тракториста, научился многому другому. Дома такие навесы сделал! Сейчас ушел в армию, а письма пишет мне и Михаилу Николаевичу.

Кстати, маму свою, доярку, Юра Козырев тоже привел на ферму. На условия работы и оплату женщина не жалуется, с удовольствием обучает мальчишек.

Своим воспитанникам фермер выплачивает стипендии - минимум 50 тысяч в месяц. Все зависит от сделанной работы. Например, уход за поросятами оценивается дороже. Кроме того, ребята получают питание и спецодежду. А премию выдают по желанию: кому деньгами, кому натурпродуктом.

Кто-то признается, что собирает деньги на телевизор.

- Я, конечно, помогу ему купить телевизор, - говорит фермер и наставник, - но при этом мальчишка будет реально ощущать, что заработал его своим трудом. А вообще, жалко мне этих детей. Получается, что они не нужны никому: ни своим родителям, часто алкоголикам, ни государству. Школу прогуливают, естественно, в училища их не возьмут. Что их ждет, догадаться нетрудно.

Не скрывая отчаяния, рассказывает Пашук о том, как 5 лет назад, не в силах отказать большому количеству ребятишек из всех окрестных деревень, решил открыть школу профориентации молодежи - научить их фермерству. Имея два высших образования, хотел преподавать сам, договорился также с учителями из ближайшего колледжа. Мысль о школе пришла к Пашуку, когда он увидел пустующий Дом животновода недалеко от фермы. Этот дом и рядом находящийся животноводческий комплекс принадлежали соседнему колхозу. Комплекс расформировали. Все здания опустели. Сделав в нем небольшой ремонт, Пашук мог обучать одновременно не трех-четырех, а сразу тридцать мальчишек! Причем желающие могли здесь и жить во время учебы. Но местные власти так и не решились отдать частнику народное добро.

Сегодня "добро" частично разобрано местными жителями, частично сгнило. В общем, ремонту уже не подлежит. А дети к Пашуку все идут, особенно летом и осенью. Отбор на ферму - чуть ли не на конкурсной основе. Предпочтение фермер вынужден отдавать местным ребятам. А еще он старается выбирать детей из самых бедных семей.

- Я считаю, что такие школы необходимо открыть при каждом хозяйстве - неважно, частном или коллективном, - делится сокровенным фермер. - Это станет одним из решений проблемы занятости и профориентации сельских подростков. Хорошо, если бы государство за это снимало часть налогов. Ведь посмотрите, иностранцы иногда специально берут к себе наших детей якобы на оздоровление, чтобы облегчить свое налоговое бремя. Разве же мы хуже будем заботиться о своих же детях?

Рассказывая, фермер проводит меня по своей вотчине, где каждый из воспитанников вместе со специалистами - работниками хозяйства - имеет свой участок работы. Кто-то перебирает свеклу, кто-то чинит трактор. К слову, машинный парк на ферме достойный - 7 тракторов со всей прицепной техникой. Есть на чем учиться. А Саша Никитин, например, кормит свиней.

- Саша через года 4 станет настоящим хозяином, - не скрывая гордости за мальчишку, говорит Пашук. - Вы не смотрите, что ростом мал, он очень трудоспособный! За что ни возьмется - все получается. Дима Воловиков - наш непоседа. Он еще ребенок, но ведь у себя дома он уже фермер, только "маленький". На нем все хозяйство держится! Здесь он попробует работать в других масштабах. Конечно, все они фермерами не станут, но приобретенные навыки обязательно будут использовать. А самое главное в этих детях то, что они столько настрадались, что и сами научились сострадать ближнему!

Очередной рабочий день в крестьянском хозяйстве Пашука заканчивается. Мы снова на кухне. Ужин. По окончании Анна Павловна радостно объявляет: "Завтра суббота - выходной".

Дима Воловиков заявляет

: - А я все равно приду!

- Приходи, Дима, будем капусту квасить, - улыбается Михаил Николаевич, - в жизни пригодится!

На пути в город бывший председатель колхоза и нынешний фермер с более чем 10-летним стажем Михаил Пашук все-таки открывает мне секрет своего обаяния. "Уныние, - говорит он, - первый враг созидания. Первое, чему я учу этих ребят, - никогда не унывать".

Вспоминая довольные лица мальчишек, уверена, что уроки Пашука они усваивают на "отлично"! Жаль, что мальчики эти - лишь единичные счастливчики среди тысяч деревенских трудных подростков из неблагополучных семей...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter