Искусство начинается с финансирования

Каким будет театрально-музыкальное искусство Беларуси и России в ближайшие годы? Когда белорусские театры будут активно гастролировать в Союзном государстве? И как решается проблема финансирования культурных проектов?

Каким будет театрально-музыкальное искусство Беларуси и России в ближайшие годы? Когда белорусские театры будут активно гастролировать в Союзном государстве? И как решается проблема финансирования культурных проектов? Ответы на эти вопросы искали на заседании круглого стола деятели искусства и представители Постоянного комитета Союзного государства.
 

Дискуссия на тему «Театрально-музыкальное искусство Беларуси и России. Перспективы взаимодействия» развернулась в храме культуры – Национальном академическом Большом театре оперы и балета. Афиши Минска и областных городов пестрят красочными плакатами с фамилиями российских мастеров искусства: фестивали Башмета, Спивакова, спектакли с участием Олега Меньшикова, Сергея Безрукова. А еще «Русские сезоны», Международный Рождественский форум, Московский академический театр сатиры. Белорусские артисты также гастролируют в стране-соседке: в апреле в Большом театре (Москва) показан балет «Легенда об Уленшпигеле», а чуть раньше, в январе, чеховская «Свадьба».

Белорусское национальное искусство тесно связано с российским: у наших народов единые этнические корни, принадлежащие к общей культуре.

– Одиннадцать лет назад были учреждены три премии Союзного государства в области литературы и искусства, которыми раз в два года награждаются произведения, внесшие вклад в укрепление отношений братства и дружбы, – говорит специалист-эксперт отдела социальной политики Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Людмила Курилович. – Сегодня денежный эквивалент каждой из них равен приблизительно 180 000 долларов. К сожалению, среди номинантов еще не было представителей народного искусства и проектов в сфере оперы и балета.

К слову, среди программ, реализующихся в Союзном государстве, нет ни одной в области искусства. Безусловно, существуют культурные, тематические мероприятия, но стоит подумать о разработке серьезного проекта.

– Я вспоминаю слова из чеховского рассказа «Дядя Ваня»: господа, дело надо делать, – вступает в разговор художественный руководитель Драматического театра Белорусской армии Алексей Дударев. – Необходимо четко определить и зафиксировать концепцию взаимодействия в театральном искусстве Беларуси и России. К примеру, решить, что два раза в год белорусская постановочная группа приезжает в Москву, Ярославль или Новосибирск и ставит свой спектакль. И наоборот. Таким образом, четыре премьеры должны состояться. Будет возможность выбрать города, театры и время постановок. Нужно создать условия и прописать их. Люди, которые по-настоящему занимаются творчеством, непробивные.
Гастроли – невероятно затратная вещь: декорации, костюмы, артисты, оркестр. Гонорары российских режиссеров-постановщиков и белорусских в разных весовых категориях. При поддержке Постоянного Комитета Союзного государства эти вопросы можно будет решить. Год назад был создан Союз писателей Союзного государства, можно подумать о Союзе театральных деятелей.

В любом случае, если разработать и принять план обменных гастролей, мастер-классов и наращивать практику постановочных групп на 5-7 лет вперед, возможно существенно облегчить белорусско-российское сотрудничество в сфере культуры.

Юлия ГЛАДКАЯ, «ЗН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter