Искусство компромисса

В политике недопустимо игнорировать национальные интересы Что и при каких условиях предпочтительнее для Беларуси: таможенный «союз трех» или просто зона свободной торговли с Россией и Казахстаном? Насколько актуальна сегодня диверсификация белорусского экспорта и в какой степени такая тенденция отвечает интересам Беларуси и России? Об этом – беседа корреспондента «СВ» с исполняющим обязанности директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси Сергеем ДЕДКОВЫМ.

В политике недопустимо игнорировать национальные интересы

Что и при каких условиях предпочтительнее для Беларуси: таможенный «союз трех» или просто зона свободной торговли с Россией и Казахстаном? Насколько актуальна сегодня диверсификация белорусского экспорта и в какой степени такая тенденция отвечает интересам Беларуси и России? Об этом – беседа корреспондента «СВ» с исполняющим обязанности директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси Сергеем ДЕДКОВЫМ.

– Сергей Маратович, участие Беларуси в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном – в числе самых обсуждаемых сегодня вопросов в стране. Одни аналитики считают такой союз естественным и самым выгодным, другие отдают предпочтение развитию торгово-экономического сотрудничества с Евросоюзом. Как считаете вы?
– Формирование Таможенного союза с Россией и Казахстаном отвечает национальным интересам Беларуси, потому что свободное беспошлинное  перемещение товаров по единой и обширной таможенной территории имеет множество совершенно очевидных плюсов. В то же время такой Таможенный союз потребует введения согласованных с Россией и Казахстаном пошлин в торговле с Евросоюзом и другими крупными торговыми партнерами (Украина, Прибалтика, Китай и прочие страны). При этом все еще продолжаются споры по поводу раздела доходов от таможенных пошлин. А отсутствие, по крайней мере пока, законодательно закрепленных процедур урегулирования споров по этому вопросу может привести к достаточно серьезным разногласиям между партнерами. Кроме того, в структуре производства и экспорта Беларуси преобладает обрабатывающая промышленность, а России и Казахстана – сырьевые составляющие. Отсюда различные для каждой из стран перечни отраслей, нуждающихся в первоочередной таможенной защите.
Впрочем, все эти вопросы при взаимном желании вполне решаемы. Если, например, Россия, как требуют правила настоящего Таможенного союза, согласится отменить свое условие о перечислении ей 85 процентов белорусских экспортных пошлин по нефтепродуктам и если цены на газ для Беларуси будут формироваться по принципу «цены в Смоленске плюс доставка», думаю, выгоды от такого союза вполне могут перевесить для республики неизбежные потери по другим направлениям. Ведь, выиграв в случае подписания договора о Таможенном союзе в беспошлинном перемещении товаров по территории трех государств, мы можем одновременно потерять часть позиций на европейском и других рынках.
– А насколько возможно совместное вступление в ВТО в составе такого Таможенного союза, о котором уже было заявлено?
– Вхождение Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном вряд ли ускорит наше вступление в ВТО, потому что заявления о коллективном вступлении в эту организацию такого сильного союза воспринимаются на Западе, скажем так, настороженно и неоднозначно. Более того, такой Таможенный союз в своем завершенном виде скажется отнюдь не позитивным образом на возможном формировании зоны свободной торговли с Евросоюзом. А это огромный, богатейший  и перспективнейший рынок с полумиллиардным населением. Конечно, можно скептически относиться к недавним заявлениям о том, что если Минск повернется лицом к Европе, та примет его с распростертыми объятиями. Однако никто не оспорит того факта, что объем товарооборота Беларуси со странами Евросоюза быстро и динамично растет, уже заняв почти половину всего белорусского экспорта, причем с положительным сальдо.
Рассмотрение важнейших экономических вопросов, прежде всего с точки зрения долговременных национальных интересов своей страны, – это совершенно нормальный, честный и прагматичный подход. Поэтому, отвечая на вопрос австрийской газеты «Ди прессе» о том, что для белорусской стороны более приоритетно – участие в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном либо в зоне свободной торговли с Европейским союзом, – Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко честно сказал: «Для нас приоритет – это время. Мы никогда не откажемся от Таможенного союза, потому что нам это крайне выгодно. Но мы бы не отказались от зоны свободной торговли с ЕС, если бы нам завтра ее предложили, и мы могли бы этим воспользоваться».
– В последние годы Евросоюз становится действительно самым крупным внешнеторговым партнером Беларуси, однако российский рынок был и остается для республики не просто важным, а стратегическим. К сожалению, на  пути  белорусской  продукции  на  этот  рынок  возникает  ряд  препятствий. Насколько актуальна сегодня диверсификация белорусского экспорта?
– В мировой практике диверсифицированный, многовекторный экспорт является для любого государства единственно нормальным порядком формирования своей внешнеэкономической политики. Ведь это же очевидно, что, сосредоточивая свои экспортные потоки на рынок одного государства, ты ставишь себя в заведомо уязвимое положение – и просто от товарной конъюнктуры, и от изменений экономической и внутриполитической ситуации в этом государстве. Но так сложилось исторически, что, будучи в одном большом государстве с достаточно закрытой, ориентированной внутрь самой себя экономикой, Беларусь к моменту своего суверенитета объективно оказалась ориентирована более чем наполовину на российский рынок. Причем это не просто экспортные поставки. Между нашими странами существует очень глубокая производственная интеграция, разделение труда на уровне прямых связей между предприятиями.
Сегодня целые белорусские отрасли тесно завязаны на российский рынок. Россия покупает практически весь объем экспортируемой Беларусью говядины и свинины, более 90 процентов от всего экспорта цемента, обуви, молочной продукции, от 60 до 70 процентов мебели, грузовых автомобилей, тракторов... Однако в последние годы действительно заметно «выдавливание» белорусских товаров с российского рынка, что негативно отражается на белорусской экономике. Вводятся квоты на продукты питания, запреты на поставку других товаров, принимаются другие протекционистские меры, которые ставят белорусский экспорт в Россию в весьма сложное положение.
Все это, конечно, заставляет белорусское руководство и товаропроизводителей невольно думать о диверсификации своего экспорта. Однако неправильно и недальновидно делать это резко и бесповоротно, отказываться от тех сегментов российского рынка, где позиции белорусских товаров остаются достаточно прочными, где они востребованы. Да и по тем группам товаров, по которым есть разногласия, считаю, нужно еще раз попытаться договориться и прийти к варианту, который устраивал бы обе стороны.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года говорится: «Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств – лидеров в мировой экономике». И белорусы, пожалуй, как никто, рады видеть своего союзника в качестве великой державы, потому что процесс формирования вокруг России нового полюса мировой экономики неизбежно потребует от нее максимального взаимодействия со всеми соседними странами, взаимовыгодного использования их геополитических, военных, экономических и интеллектуальных ресурсов. Правда, как показывает опыт строительства Союзного государства Беларуси и России, формирование и углубление взаимовыгодных интеграционных связей проходит  не  так  гладко, как  хотелось  бы. Политикам  надо  понимать, что нельзя  вести  диалог  на  языке   политического и экономического давления. Это  приведет   к результату, прямо противоположному ожидаемому эффекту. Тем не менее не стоит слишком драматизировать ситуацию. Надо стараться воспринимать происходящее не через призму эмоций, а аналитически. И – пытаться  договориться. Россияне были и останутся для нас, белорусов, своими родными людьми, мы можем и должны общаться и сотрудничать на равных, по-братски, по-союзнически.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter