Искусство из масс

О фотовыставках

Мне предстоит сказать о том, что описать невозможно. Музыку нужно слушать, а фотографии — видеть. Надо бы сказать: спешите в холл главного корпуса БНТУ, где на втором этаже сможете насладиться персональной фотовыставкой «Неожиданная Беларусь» преподавателя факультета робототехники Людмилы Сиденко. Но я и сам почти опоздал, случайно увидев ее перед закрытием. Поэтому и вынужден описать.


Я был изумлен, потрясен. Такой свою страну никогда не видел, хотя на снимках предстали хорошо известные места. То ли особенности оптики, то ли виртуозная обработка кадров, то ли (скорее всего!) взгляд самого автора придавали знакомым пейзажам и объектам какую–то фантастическую, космическую пронзительность.


Десятки мнений в книге отзывов — исключительно восторженных, изумленных, благодарных. Такие снимки (такую страну!) должны видеть все, по крайней мере, многие. Но едва ли увидят. Через интернет удалось выяснить, что еще в мае у автора состоялась другая выставка, о которой я тоже не знал. Она прошла на улице Козлова. Не во Дворце искусства, как можно было ожидать, а в здании напротив, в скромном помещении фотоклуба.


Спрашиваю в администрации дворца: когда вы в последний раз проводили крупную фотовыставку? Припомнить не смогли. Зато, дескать, во время фестиваля «Дах» в одной из экспозиций фотоснимки перемежались со скульптурами...


Фотография — самостоятельный вид искусства. Это признано достаточно давно. Парижский Лувр еще в 1954 году устроил выставку классика фотографии Анри Картье–Брессона. Потом подобные показы стали обычным делом во многих музеях и галереях мира.


Это было признано и у нас. И во Дворце искусства регулярно проходили многолюдные международные выставки фотографии и фотографики. Экспозиции занимали два этажа, снимки исчислялись сотнями. Среди них в смысле художественном обычно выделялись работы прибалтийских мастеров. На остальной территории Союза фотографы были прежде всего не художниками, а рядовыми «летописцами эпохи». Но даже их повседневная съемка на производственную тематику периодически порождала шедевры.


За минувшие 20 лет Беларусь пережила эпоху. Где можно увидеть ее фотолетопись? Где фотошедевры, отразившие хотя бы мгновения этой эпохи? Не сомневаюсь, что они есть. Потому что страна менялась, а множество людей с фотоаппаратами эти изменения ежедневно запечатлевали. Как, например, Людмила Сиденко, фактически фотолюбитель. Но есть же и профессионалы! Где можно увидеть, сопоставить, оценить их работы и перенять их опыт?


Он интересен множеству людей, нажимающих на кнопки спуска своих цифровых фотоаппаратов. Нехитрое дело сегодня доступно миллионам. Давно не нужно проявлять пленки и колдовать с фотобумагой в темной ванной комнате: только нажимай! Осмелюсь утверждать, что самым массовым из искусств является отнюдь не кино, а именно фотография. Поскольку творят (или пытаются) именно миллионы. Фотография пережила техническую революцию: где та выставка, которая покажет ее итоги?


В этом году в стране состоялся фотоконкурс, который анонсировался как «первый белорусский». Это за 20 лет! Но выставка по его итогам тоже прошла незаметно, в кинотеатре. Спрашиваю знакомого фоторепортера (многоопытного, маститого): где выставляешься? У тебя же в день несколько съемок, в газету попадают лишь два–три кадра, а где остальные, возможно, лучшие? Отвечает: «Нигде. То есть негде. Однажды устроил свою персональную выставку сам. Потратил свои 3 тысячи долларов. Больше не пытаюсь».


В прибалтийских странах, между прочим, фотографическое сообщество по–прежнему активно. Вот и в Москве недавно открылся Дом фотографии.


Фото — это не только искусство, но еще и ремесло, просто отражающее жизнь. Если судить по обложкам журналов в любом киоске, люди только тем и занимаются, что гламурятся, тусуются, пиарятся. На этих обложках — сплошь бицепсы, бедра, грудь и кое–что еще. Речь не о том, конечно, чтобы заменить все портретами передовиков. Но перекос все же явный. Жизнь вокруг — другая. Миллионы людей заботит совсем не то, чем маются салонные персонажи. Массовая фотография как–то отдалилась от самих масс. И художественная, впрочем. Жаль. Ведь искусство остается великой силой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter