Искусство и арифметика

БГАМ и БГАИ подсчитают баллы абитуриентов по новой системе

Считать общий балл абитуриентам при поступлении в два ведущих творческих вуза страны в этом году будут по-новому

С 14 июля начинаются творческие экзамены в Белорусской государственной академии музыки и Белорусской государственной академии искусств. В принятом 16 июня 2009 года Президентом Беларуси Указе № 314 именно эти два учреждения образования названы местом проведения эксперимента, и зачисление в них абитуриентов пройдет по новой системе. Указ направлен на улучшение условий отбора талантливой молодежи. А суть эксперимента в том, что в этом году общий балл, набранный абитуриентом при поступлении в два вышеназванных вуза, будет считаться следующим образом: суммируются оценки за каждый этап вступительного экзамена по предмету «Творчество» и средний балл, полученный при сложении результатов централизованного тестирования и среднего балла документа об образовании. Иначе говоря, учитываются все баллы, полученные на экзаменах по творческим предметам, и только общий средний балл — по общеобразовательным. Чем обусловлено нововведение? За ответом на этот вопрос корреспондент «Р» отправилась по обозначенным в указе адресам.

Александр Рощупкин, ректор Белорусской государственной академии музыки, кандидат философских наук, доцент:

— К нам поступают музыкально одаренные молодые люди. В силу этой самой одаренности, а также в силу специфики музыкальной подготовки к поступлению они готовятся практически с пяти лет, с момента, как мамы приведут их в музыкальную школу. В целом этот процесс занимает не меньше 11 лет: 7 лет обучения в детской музыкальной школе, затем 4 года — в музыкальном училище. Профессиональная академическая музыка — очень сложный вид деятельности, которому с детства нужно уделять много времени и сил. И понятно, что при этом другие общеобразовательные дисциплины зачастую в меньшей мере находятся в поле внимания ученика. И по причине нехватки времени, и по причине физических возможностей ребенка. Вступительные экзамены в вузы искусства учитывают это обстоятельство, именно поэтому они единственные, где абитуриенту, кроме результатов централизованного тестирования, засчитываются еще и оценки за экзамен творческий.

В целом прежде баллы подсчитывались так: суммировались три оценки за творческий экзамен (в Академии музыки он состоит из трех разделов: специальность, сольфеджио и гармония), два результата централизованного тестирования (в нашем случае по истории Беларуси и белорусскому или русскому языку) и средний балл аттестата. И вот тут иной раз вступала в действие следующая арифметика. Благодаря более высоким баллам по тестированию и более высокому среднему баллу аттестата студентом Академии музыки мог оказаться абитуриент, оценки которого за творческий экзамен были весьма посредственными, но общий балл в итоге позволял пройти конкурс. А одаренный абитуриент, который в школьные годы больше внимания уделял игре на инструменте и на творческом экзамене получил высшую оценку, оказывался за бортом, потому что недотягивал по баллам в аттестате и в тестировании по общеобразовательным предметам. Безусловно, поступал абитуриент тоже способный, но, может, с меньшей музыкальной одаренностью, а более усидчивый. Принятый указ как раз и направлен на то, чтобы исключить подобные казусы и повысить при поступлении в вузы искусства значимость оценок именно по творчеству.

Прошу понять меня правильно: я не хочу принизить значение гуманитарных дисциплин. Академия музыки – учреждение образования университетского типа, где эти дисциплины преподаются, ведь мы готовим педагогов, а педагог — это человек не только знающий свое ремесло, но и широко образованный. Конечно, абитуриент творческого вуза должен иметь познания и в родном языке, и в истории своей страны, но, возможно, не на таком же уровне, как, скажем, при поступлении на филологические специальности или на исторический факультет. И потом, согласитесь, когда эти дети вырастают, становятся яркими музыкантами и выходят на концертную сцену, слушатель прежде всего ценит их творческие достижения, а не то, насколько глубоки их гуманитарные знания.

Между прочим, нынешний эксперимент учитывает и чисто научную сторону творческого процесса. Ведь это установленный факт, что за музыку и логику отвечают разные полушария человеческого мозга. Музыкально одаренный человек просто по определению не готов показывать какие-то большие успехи в гуманитарной области. Лично я не припомню кого-либо из выдающихся музыкантов, кто блистал бы такими познаниями.

Ричард Смольский, ректор Белорусской государственной академии искусств, доктор искусствоведения, профессор:

— Подготовка будущих мастеров театрального искусства, живописи, кинематографа с давних времен и по сей день носит сугубо индивидуальный, штучный характер. Поставить этот процесс на поток – мечта прекрасная, но практически нереализуемая. Потому что никто не может предугадать в каком месте – в деревушке на Полесье или в столице — появится новый уникальный талант.

Абсолютное большинство поступающих к нам в академию – это абитуриенты мотивированные, то есть те, кого еще с детства преследует в хорошем смысле навязчивая идея стать творцом в той или иной специальности, те, кто к этому давно стремится и специально систематически готовится. Наша главная задача – отобрать среди многих сотен желающих учиться в Академии искусств самых одаренных, ярких и талантливых молодых людей.

Система отбора довольно сложная. На каждой специальности по три экзамена, в каждом экзамене по два задания, конкурс проходит в острой, жесткой борьбе. Например, экзамен на художественный факультет – это восемь дней настоящего творческого марафона. Три дня подряд по шесть часов в день абитуриенты выполняют задание по рисунку и живописи, затем еще два дня — экзамен по композиции. Причем большинство поступающих на этот факультет – выпускники художественных училищ, т.е. идет соревнование не дилетантов и новичков, а профессионалов, хоть внешне конкурс небольшой, 2—3 человека на место.

Выявить абитуриентов не просто способных, а с индивидуальным, собственным видением — задача сложная. Однако принятый Президентом указ позволяет решать ее более успешно, потому что теперь при конкурсном отборе в творческий вуз приоритет будет отдан творческим способностям.

К сожалению, по опыту нескольких прошлых лет, так получалось не всегда. Я имею в виду ситуации, когда на некоторые специальности, на бюджетные места, а это, как правило, группы всего по шесть человек, проходили за счет своего прилежания абитуриенты с низкими оценками по творческим экзаменам, но с достаточной для поступления общей суммой баллов. Конечно, прилежание – замечательное качество. Но тем не менее, когда вы приходите в театр, открывается занавес и на сцене появляется актер, для вас в конечном счете уже не так важно, как он учился в школе и был ли медалистом. Куда важнее, чтобы он сумел вас удивить, восхитить своим талантом, убедить в том или ином создаваемом им сценическом образе.

Предупреждая упрек, будто я не придаю значения образованию общему, хочу подчеркнуть: конечно, общая интеллектуальная развитость, образованность будущего творца очень важны, они влияют в целом на мировоззрение художника, на широту его взглядов. Но все-таки есть и какие-то непознанные секреты, позволяющие именно ему, оставшись с кистью перед холстом, вдохновенно творить, что-то же движет его рукой, создающей из отдельных мазков цельную картину, на которую затем зрители будут смотреть с восхищением, и вряд ли задумываясь над тем, насколько хорошо учился художник в школе.

Для профессорско-преподавательского коллектива академии искусств принятый Президентом указ стал документом долгожданным и актуальным, который дает возможность провести отбор будущих студентов более объективно, профессионально, требовательно и в конечном счете более плодотворно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter