Искусство джигитовки в семейном интерьере

Семью потомственных артистов Лазаровых в белорусском цирке называют почетно — семейство. В том, что это действительно так, убеждаешься, когда знакомишься с ними ближе. Лазаровы — это не просто семь “Я”. Это еще и чудо-кони, с которыми трудятся они над созданием захватывающих цирковых шоу.

...На представлении в минском шапито многолюдно, несмотря на то что белый шатер у Национальной библиотеки распахнул свой занавес совсем недавно. Чтобы познакомиться с жизнью цирковых артистов с обратной стороны манежа, пробираюсь на “хоздвор”. Там на заасфальтированной просторной площадке размещены “домики” для животных, вагончики на колесах со всем необходимым для выступлений инвентарем. У одного из них примечаю молодого человека лет двадцати пяти. Мне повезло: им оказался старший сын Лазаровых — Руслан. Он-то и устроил мне “экскурсию” в закулисье цирковой жизни.

Добр конь, да копыто отряхивает

Цирковые артисты, несмотря на смелость и раскованность на манеже, за кулисами скромны. Мало кто из них станет говорить о завоеванных титулах и наградах. Они не заостряют внимания на этом. Их задача — выйти и удивить зрителя! Так и Руслан. Заскромничал, когда спросила его о победах их семейного “ансамбля” в международных конкурсах. Уж потом откопала во Всемирной паутине, что наездники Лазаровы становились лауреатами фестивалей в Украине, Латвии, Италии, Японии, США, Канаде. В конно-акробатическом аттракционе, руководит которым глава семьи Борис Лазаров, участвует больше десяти человек. Главные герои — мама Татьяна Владимировна, двое сыновей — Руслан и Сергей, их жены Лера и Екатерина.

Мы с Русланом подходим к стойлу. Но Руслан всех коней ласково называет лошадки. “Здесь вот Орлик стоит, — говорит он. — Мы его так поначалу назвали, а сейчас величаем только Орел. Его мы взяли из какого-то хозяйства. До этого он был простым деревенским конем. Орел очень ленивый. Изначально его готовили не для джигитовок (название жанра происходит от слова “джигит”. — Авт.), а для па-дэ-дэ. А когда переехали в шапито, вообще по манежу сперва бегать отказывался. Есть у нас еще Серый, Терек, Олигарх”.

— Пора переодеваться, — за стенкой слышится строгий голос.

— Хорошо, папа, — отвечает Руслан. — Отец вряд ли поговорит с вами до выступления. Он за всех нас волнуется. Конный жанр — очень рисковый. 

Руслан лошадей ничуть не боится. Это первое, что я замечаю, когда он к ним подходит. Я же стою в стороне и вздрагиваю, когда они протягивают к диктофону свои темные губы. “Я с раннего детства нахожусь рядом с конюшней, — говорит Руслан. — И даже не представляю, какой бы была моя жизнь, если бы в ней не было лошадей и цирка. Цирк сплачивает нашу семью. Мы чувствуем себя одной командой и во время выступления, и дома. Моему сыну Алану два года, и он уже учится ездить верхом на лошади. Не мудрено, еще в утробе матери он чувствовал цирковую атмосферу. Жена Лера и во время беременности с нами на гастролях была, правда, не выступала”.

Старшая невестка Лера тоже из цирковой семьи. Ее отец — мастер спорта международного класса по спортивной гимнастике, мама занимается дрессурой верблюдов. Младший брат Руслана Сергей тоже выбрал себе в жены артистку цирка. Екатерина родом из Нижнего Новгорода. Познакомились на гастролях и поняли, что больше обходиться друг без друга не смогут.

Пока мы говорим, две молоденькие девчонки (рабочие по уходу за животными) пришли готовить лошадей к выступлению. Они тщательно вытирают с них пыль, расчесывают, смазывают им царапинки лекарственной мазью. Один конь, увидев меня, закивал головой. “Это он так перед вами красуется, — объясняет мне Руслан. — Кони, как и люди, — каждый имеет свой характер: чтобы узнать особенности каждого, года общения не хватит. Они тоже болеют, требуют ласки, внимания. Однажды на гастролях в Японии у нашего Серого начались колики. С полуночи и до самого утра пришлось быть рядом с ним”.

Чтобы вывести коня на арену цирка, нужно не просто его обучить определенным командам. Он должен привыкнуть к яркому свету, шуму, зрителям, аплодисментам. Чтобы подготовить коня к выступлению, нужно месяца два напряженной работы.
А тем временем до начала представления остается двадцать минут.
Белорусские наездники

Выступление династии Лазаровых в конце первого отделения — самый коронный номер представления. Слышны звуки музыки. В ней, как и в судьбе семьи Лазаровых, переплетены кавказские и белорусские мотивы. Борис Майрамович родился в Осетии, Татьяна Владимировна — в Латвии. Поженившись, они объездили множество стран с гастролями. Но выжить на гонорары от выступлений при условии, что содержать лошадей приходилось на свои средства, было сложно. Лазаровы даже подумывали о том, чтобы расстаться с конным жанром. Но по счастливой случайности Борису Майрамовичу позвонила директор Белорусского цирка Татьяна Бондарчук и предложила стать его коллективу-семье штатными артистами цирка в Минске. Лазаровы согласились и теперь, через пять лет, не жалеют, что переехали в Беларусь. Более того, они полюбили Синеокую всей душой. И это видно в их номерах. Их выход на манеж предваряет танец девушек в белых платьях, вышитых васильками и в соломенными кокошниках, а когда у зрителей уже дух захватывает от невероятно сложных трюков, на арену верхом на коне выезжает Руслан с многометровым белорусским флагом. Зал взрывается овациями!

Но не все проходит гладко. Во время сложного трюка падает прямо под копыта лошади младший сын Лазарова — Сергей. Испугались все! Но артист быстро встал на ноги и со следующей попытки блестяще исполнил трюк. Зрители опять в восторге!

“Золото купит четыре жены, конь же лихой не имеет цены...”

А в тот вечер, придя домой, Лазаровы, наверное, еще долго обсуждали, кто и что сделал не так. “Мы часто говорим о работе дома, — рассказывает Руслан. — Невзначай эта тема заводится. У нас с женой бывают парные заезды. Она ногу согнула, а я в это время нахожусь под конем, и мне по голове стукнуло”.

Но критические замечания во время репетиций и дома не отражаются на отношениях, говорят Лазаровы. Семьи, где и муж и жена - цирковые артисты, крепче тех, где кто-то занимается другим делом, считает свояченица Руслана — Екатерина. “Постоянные разъезды, семья разрывается, тоска, — говорит она. — А так мы всегда вместе. В цирке главное — сплоченность. Мы и там как одна большая семья. Ведь если все будут порознь, успешного номера не выйдет. Стараемся все праздники проводить вместе. Это и есть секрет нашего семейного счастья. Важны также доверие и любовь, конечно. Я не сразу поняла, что Сергей — это моя судьба. Ему пришлось потрудиться, чтобы завоевать мое сердце. Он ухаживал очень красиво: делал сюрпризы, дарил цветы. При этом он — очень скромный человек, и интервью от него будет сложно добиться. Со свекровью и свекром у меня замечательные отношения. Мы — родные люди! И вообще в Беларуси мне очень нравится. Здесь мирно, детей хорошо растить”.

В это время остальные участники коллектива вышагивают коней. Им так же, как и людям, нельзя резко останавливаться после быстрого бега. У Бориса Майрамовича от напряжения воспалились глаза. “Сегодня у меня сын упал с коня, я перепугался, — говорит он. — Кони-новички подвели. Молодые еще. Они всего третий раз вышли на манеж. У них, можно сказать, сегодня премьера была”.

 


1


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter