Режиссер Карен Шахназаров представил в Беларуси свою новую картину «Хитровка. Знак четырех»

Искусство для всех

Известный кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров презентовал в Бресте и Минске свою новую работу — увлекательный приключенческий детектив «Хитровка. Знак четырех» по произведениям Владимира Гиляровского и Артура Конан Дойла. Столичная презентация картины прошла в кинотеатре «Москва». Мастер рассказал о работе над ней и поделился своим видением тенденций в современном кинопроцессе. Белорусская премьера состоялась на неделю раньше российской. В широкий прокат фильм вышел 18 мая.


Увидели первыми

Режиссер «Курьера», «Цареубийцы», «Города Зеро» и других культовых кинополотен явно был в приподнятом настроении, увидев полный зал кинотеатра «Москва»:

— Спасибо за то, что пришли, за такой теплый прием! Поверьте, я очень тронут. Для нас, режиссеров, представлять фильм в таком полном зале — огромное счастье. Я рад, что начинаю показ этой картины в Беларуси. Почему вообще премьерные показы надо начинать только в Москве? Надо с этим заканчивать. (Смеется.) Во-первых, я очень люблю Беларусь. Во-вторых, меня с ней связывает многое, в том числе воспоминания моего покойного отца-фронтовика, который освобождал Беларусь и город Минск. Я думаю, он не мог и представить в 1944 году, когда вошел в Минск, что через много лет я буду представлять в этом прекрасном городе свой фильм. Отец многое вспоминал о войне, но однажды сказал, что самое страшное, увиденное на ней, — разрушенный Минск. Не считаю Беларусь вторым домом. Считаю первым — таким же, как и Россия. Я советский человек, служил в Вооруженных силах Советского Союза, давал присягу общей Родине (а это значит — и России, и Беларуси), поэтому не воспринимаю Беларусь как чужую страну.

Смешение жанров

— Я называю наш фильм приключенческим детективом, — объясняет режиссер свой замысел. — Никогда ничего подобного раньше не делал. Давно мечтал создать такую картину — увлекательную, в какой-то степени легкую. В то же время хотел снять и что-то связанное с произведениями Владимира Гиляровского. Может быть, сегодня это и забытый автор, но, поверьте, он заслуживает того, чтобы его читать и перечитывать. Владимир Алексеевич — необыкновенная фигура начала прошлого века, литератор и журналист. Сама по себе фигура возрожденческая, он был и бурлаком, и босяком, и воевал на Балканской войне. Необыкновенный человек, друг всех крупнейших и виднейших деятелей культуры того времени: Чехова, Станиславского, Немировича-Данченко, Успенского, Толстого… Все знают книгу его очерков «Москва и москвичи». Один из очерков посвящен Хитровке — самому знаменитому криминальному району Российской империи начала XX века в Москве. Там собирались грабители, убийцы, босяки, отшельники… Владимир Алексеевич очень живописно описал этот район в своей книге, и мне все это захотелось перенести на экран. Потом пришла идея соединить Гиляровского, как ни странно, с Артуром Конан Дойлом. Действие разворачивается в 1902 году. Картина приключенческая, детективная, с юмором, с хорошим финалом. А то у меня в последних лентах то под поезд бросается героиня, то с ума сходит герой. Надо все-таки давать зрителю надежду и возможность отдохнуть. Я пытался такой фильм сделать.

О звездном составе

По словам режиссера, все актеры проходили тщательные пробы, и это был долгий процесс:

— В фильме два главных героя: Гиляровский и Станиславский, еще Немирович-Данченко там действует, и даже Чехов. Это, конечно, фантазия, не биографическая картина, но какой-то элемент визуальной схожести был нам необходим, и мы его долго искали. Единственным актером, которого я утвердил без проб, стал Михаил Пореченков. Он очень похож на Владимира Гиляровского, только ростом повыше. Когда я его утвердил, пробовал Михаила вместе с другими актерами, он всегда находил время в своем плотном графике и приезжал на пробы коллег. Это о многом говорит, прежде всего о профессионализме Пореченкова.

Так сложилось, что я работал с лучшими советскими актерами, да и с зарубежными — Малкольмом Макдауэллом, Марчелло Мастроянни... Я начинал картину с Мастроянни, она не получилась, но я с ним работал, и мы подружились. Олег Янковский, Леонид Филатов, Армен Джигарханян, Олег Басилашвили, Евгений Евстигнеев, Георгий Бурков, Александр Панкратов-Черный, Инна Михайловна Чурикова… Это было огромное счастье — работать с ними! Потому что это еще и школа — у больших актеров всегда многому учишься. С ними несложно работать. Они никогда не говорят много слов, никогда не требуют сверхзадачу. Большой артист — это всегда художник, у него всегда есть свой взгляд и на героя, и на будущую картину. Если ты приглашаешь в фильм большого артиста, ты приглашаешь художника, а это подразумевает, что он неизбежно внесет в картину что-то свое. И все эти актеры вносили такие вещи, что я даже изначально их не предполагал. Я доволен актерским составом в фильме. И, знаете, я зауважал нашу современную актерскую школу. На пробах увидел много молодых актеров, которых, может быть, и не утвердил, но был очень рад их встретить. Выросло целое поколение молодых талантливых и толковых артистов.


Кино создает зритель

Карен Георгиевич признается, что не любит разделения кинематографа на элитарный и массовый:

— В моей молодости такого понятия не было, и я считаю это правильным. Все кино должно быть искусством, то есть сделано искусно и при этом быть смотрибельным. Когда Феллини снимал «Дорогу» или «Ночи Кабирии», разделения на кино для критиков и зрителей не было. Уверен, любой фильм надо снимать мастерски, и его должен смотреть самый широкий обычной зритель. Без зрителя кино не бывает, именно он его создает. Именно когда фильм встречается со зрителем, начинается новая подлинная жизнь картины, неподвластная режиссеру.

О вдохновении

— Вдохновение приходит только тогда, когда за ним стоит большая работа. Когда просто лежишь на диване и пьешь пиво, оно вряд ли придет. Если работаешь с усилием, в какой-то момент чувствуешь, что все легко начинает получаться. Как будто кино делает себя само. Но чтобы это произошло, надо действительно много работать. По-моему, французский режиссер Ален Рене сказал: «Чтобы сделать кино, надо приложить массу усилий. Но, самое главное, последнее усилие надо сделать для того, чтобы зритель их не увидел…»

Трюки доверил сыну

Режиссером трюковых сцен в картине стал сын режиссера Иван Шахназаров.  Основная часть киноленты снималась на «Мосфильме», в павильонах и на натурной площадке было построено огромное количество декораций.

— Это большая работа, — говорит Карен Георгиевич. — Создано много декораций, задействованы большие массовки. Также снимали несколько интерьеров и улиц в Санкт-Петербурге, гонки на катерах — в Кронштадте. Трюковые сцены, все эти драки, погони снимать всегда сложно. Съемочный процесс занял где-то около четырех месяцев, что для такой картины достаточно быстро. Один из эпизодов снимали в МХТ имени Чехова.

КСТАТИ

Руководство Брестского облисполкома заключило соглашение о сотрудничестве с правлением киноконцерна «Мосфильм». В частности, оно предусматривает сотрудничество в организации предпремьерных показов военно-патриотических картин «Мосфильма» на территории мемориального комплекса «Брестская крепость-герой».



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter