Искусство чистой воды

Почти вся вода, которую пьют жители Брестчины, появилась благодаря этому предприятию. 120 человек сейчас в коллективе, и почти все работают здесь по два-три десятка лет. Есть у этого коллектива еще одно преимущество — многочисленные семейные династии. И почин этому хорошему делу дал в 1955 году первый руководитель предприятия Константин Мацулевич. Он стал и первым представителем славной династии Мацулевичей. Как старший в семье привел сюда троих братьев: Бориса, Николая, Владимира. Владимир еще больше прославил фамилию, став лауреатом Государственной премии.

Около девяти тысяч скважин пробурили за 55 лет специалисты ОАО «Барановичипромбурвод»

Почти вся вода, которую пьют жители Брестчины, появилась благодаря этому предприятию. 120 человек сейчас в коллективе, и почти все работают здесь по два-три десятка лет. Есть у этого коллектива еще одно преимущество — многочисленные семейные династии. И почин этому хорошему делу дал в 1955 году первый руководитель предприятия Константин Мацулевич. Он стал и первым представителем славной династии Мацулевичей. Как старший в семье привел сюда троих братьев: Бориса, Николая, Владимира. Владимир еще больше прославил фамилию, став лауреатом Государственной премии.

Известна в «Промбурводах» и династия братьев Жуков — Леонида, Анатолия, Николая, — профессионалами стали Михаил и Николай Занько. Славные традиции продолжаются в сыновьях, племянниках. Секреты профессии бурильщика передаются по наследству. От отца к сыну, от брата к брату переходит и такое ценное качество, как преданность делу.

Условия труда и быта между тем нелегкие. Вахта десятидневная, каждый рабочий день — не менее 12 часов. Живут в вагончиках, где есть холодильники, телевизоры, газовые плиты, постель, спецодежда. Однако это не дом. Да и сама буровая — постоянные шум, вибрация. А работать приходится в чистом поле и в 30-градусную жару, и в двадцатиградусный мороз. Только когда холода зашкаливают, как в нынешнюю зиму, директор предприятия Иван Малей на объекты выезжать не разрешает.

Кстати, нынешний руководитель предприятия тоже начинал свою трудовую деятельность бурильщиком. Затем был буровым мастером, начальником Жабинковского участка, с 1988 года в команде с прежним директором Виталием Каминским руководил предприятием в должности главного инженера. А спустя десятилетие возглавил его.

— Самые ценные активы организации — это люди, их высокий профессиональный и творческий потенциал, — считает Иван Малей.

СМУ № 2 треста «Водоканалстрой» в Барановичах отсчитывает свою биографию с 10 марта 1955 года. В тот год в районе было пробурено всего 10 скважин. Однако уже в конце 60-х прошлого столетия объем работ настолько возрос, что справиться с ним только барановичской организации стало не под силу — и одновременно создаются участки в Жабинке и Пинске. Они действуют по сей день.

Параллельно в каждом районе появились службы технического обслуживания скважин.

— Это очень грамотное и правильное решение, — комментирует Иван Малей. — Все скважины были взяты на учет, водоснабжающее хозяйство колхозов и совхозов обрело хозяина и содержалось в порядке.

Для этого в управлении создали 25 буровых бригад, 5 водопроводных, 24 звена по ремонту и техническому обслуживанию скважин. Тогда для агропромышленного комплекса области бурилось не менее 120 скважин в год, кроме того, барановичские специалисты обеспечивали водой и города Брестчины.

Пик буровых работ выпал на 1991 год. На карте области появилось 269 скважин!

Сегодня в области, да и в республике, нет организации, которая бы занималась обслуживанием скважин. В Барановичском районе, например, эти функции возложили на РПО ЖКХ.

— Но, по сути, скважины оказались ничьи, — замечает руководитель «Барановичипромбурвода». — И выходят из строя на селе одна за другой. Между тем государственную программу «Чистая вода» никто не отменял.

Иван Николаевич знает каждую деревню, каждое хозяйство области и говорит, что в тех скважинах, что когда-то они бурили, сегодня лежит примерно до 2000 насосов. К этому приводит незнание технологии обслуживания специалистами хозяйств на селе, которые самовольно пытаются ремонтировать скважины. По мнению Ивана Малея, ситуацию можно спасти, вернув техническое обслуживание их организации.

Срок службы скважины по нормам исчисляется 15 годами. У нас они фактически работают 30—40 лет. А вот бесфильтровые могут и 100 лет прослужить. Иван Николаевич считает: если в старой скважине заменить ее основу — фильтр, она еще долго будет работать.

Новое дыхание дала организации Государственная программа возрождения и развития села. За четыре года пятилетки «Барановичипромбурвод» наладили водоснабжение сотен агрогородков республики, соорудив там 50 артезианских скважин, 58 скважин введено для агропромышленного производства, 18 — по программе строительства молочнотоварных ферм.

И это в условиях дважды 100-процентной изношенности техники! Последний буровой станок в организации приобрели в переломном 91-м! Чтобы обновить это оборудование, сегодня за тот же станок нужно выложить 1 млн. долларов! Таких средств у «Барановичипромбурвода» нет. Хотя за пять лет, начиная с 2005 года, собственные инвестиции в производство составили 785 млн. рублей. Все они пошли на закупку техники, специального транспорта.

С 2005 по 2009 годы объемы работ в сопоставимых ценах возросли в два раза. В том, что предприятие наращивает объем услуг, значительная роль принадлежит проектному бюро. Его создали в 2006 году, получив лицензию и разрешение на проектирование зданий и сооружений.

В бурении скважин специалисты «Барановичипромбурвода» имеют огромный опыт. Артезианские скважины водозаборов Бреста, Барановичей, Гродно, Лунинца, Ивацевичей, Слонима — их объекты. Минеральную воду «Фрост» мы пьем также благодаря барановичским специалистам — под руководством мастера Михаила Занько была пробурена скважина глубиной 280 метров. Этот же профессионал возглавлял работы по бурению 209-метровой скважины для совместного предприятия «Санта-Бремор» в Катином Бору Брестского района.

Буровой мастер Василий Кузнецов прославился тем, что руководил процессом добычи минеральной воды с глубины 479 метров в Логойском районе для пансионата минского тракторного завода «Медсервис».

Виктор Мацкевич и Василий Зеленко участвовали в бурении скважин в Национальном парке «Беловежская пуща»; Василий Кузнецов и Михаил Занько — в деревне Силичи Логойского района для республиканского горнолыжного центра.

А самая глубокая скважина пробурена шесть лет назад в Витебской области для санатория «Боровки». Ее глубина — 507 метров.

В «Барановичипромбурводе» говорят так: если новичок пять лет выдержал в организации, значит, из него будет толк, он здесь задержится.

Светлана ГИЛЬ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter