Отношения Польши и Украины трещат по швам

Искусственный союз

Водители польских большегрузов вот уже три недели продолжают блокировать границу с Украиной. На днях к ним присоединились и фермеры. Варшава готовит всевозможные обоснования для того, чтобы потребовать от Еврокомиссии отменить преференции для украинских перевозчиков. Однако Брюссель отказывается вмешиваться в противостояние на границе, и Украина уже потеряла от этой акции более 400 миллионов евро. Что дальше?

manas.news

Паралич на границе

На польско-украинской границе сегодня огромные очереди грузовиков, и застрявшие украинские дальнобойщики буквально живут в них. Водители называют себя пленниками и жалуются на отсутствие продуктов, воды и элементарных условий для жизни. Некоторые даже выкрикивают из кабин: «Помогите, сомалийские пираты захватили нас в заложники!» А польские протестующие уже не первую неделю не дают проехать грузовому транспорту, следующему в Украину. Они требуют, чтобы их украинские коллеги въезжали на территорию ЕС только по специальным разрешениям. Дело в том, что такие разрешения во время военного конфликта в Украине были приостановлены для того, чтобы можно было оперативно доставлять гуманитарные грузы. Но украинская сторона стала пользоваться этой преференцией в отношении обычных коммерческих рейсов.

Представители объединения польских дальнобойщиков отмечают, что сложившаяся ситуация на границе — результат халатности действий польского правительства в диалоге с Евросоюзом. Почему никто не учел, как такие действия повлияют на транспортный рынок ЕС? Сегодня из-за блокады на границе по обе стороны застряли более 10 тысяч грузовиков. Ситуация накалилась до такой степени, что украинская сторона не исключает возможной эвакуации водителей.

Аграрный коллапс

К акции протеста польских перевозчиков примкнули и фермеры. Они выступают против импорта зерна из соседней страны, заявляя, что поток более дешевой продукции из Украины наносит серьезный урон их бизнесу. Протестующие также требуют субсидий на кукурузу и снижения сельскохозяйственного налога.

Лидеры польских фермеров отмечают, что компенсации и дополнительная помощь от государства нужны по одной простой причине. Ведь резко подскочившие цены на продовольствие — результат деятельности не фермеров, а предыдущего правительства, которое не охраняло должным образом границу и не обеспечивало нормальное функционирование торговли в Польше. Как результат — сельскохозяйственный рынок в стране практически разрушен.

Протестующие фермеры намерены оставаться на границе довольно долго, вплоть до 3 января, поочередно меняясь группами. Они хотят, чтобы власть имущие осознали, что совершают ошибку, не прислушиваясь к голосам аграриев, так как транспортная и аграрная отрасли Польши погибают.

Интересы врозь

О том, что подобные проблемы есть и будут, мы говорили уже неоднократно, отмечает генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин. Вся попытка сначала британцев, а затем американцев сформировать искусственный польско-украинский союз не жизнеспособна по нескольким причинам. Первая — Польша и Украина являются региональными конкурентами. Да, кто-то может сказать: где польская экономика, а где украинская. Но суть не в этом, а в производстве. Из-за нынешней пограничной блокады в том числе пострадала Латвия, которая уже потеряла десятки миллионов евро. Ведь украинские бизнесмены перевозили сельхозпродукцию на латвийские предприятия, которые потом ее перерабатывали и поставляли в порты.

В Украине сегодня внутриполитический кризис, когда все сдают всех. И очевидно, какая там сущность государства. Украинским гражданам сегодня по многим направлениям предоставлены определенные льготы при пересечении границ, так как люди бегут от боевых действий. А ушлые украинские бизнесмены быстро сориентировались: сейчас мы тут заработаем. И буквально за год в разы увеличили количество своих грузовиков, работающих в ЕС. Естественно, это очень сильно ударило по аналогичному польскому бизнесу. А Литва и Польша являются одними из, как принято говорить, хабов, где регистрируют машины, которые потом перевозят грузы по всей Европе, отмечает Вадим Гигин.

Сегодня польское правительство бездействует. Но отношения между Польшей и Украиной резко испортились еще раньше — это был абсолютно искусственный союз. Как говорится, насильно мил не будешь. Можно предположить, что с приходом нового кабинета можно будет ожидать урегулирования сложной ситуации на границе, но это, скорее всего, будет временной мерой, так как объективные причины противоречий и конфликтов гораздо сильнее и глубже.


Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований:

— Все причины противоречий кроются в экономике. Понятно, почему в Польше начали блокировать перевозки украинских конкурентов. Что те перевозят в сторону Запада? Товары, которые разгружаются в портах Украины. Приходят корабли, их разгружают, они что-то туда везут. Плюс везут в Польшу украинскую сельхозпродукцию. И эта сельхозпродукция, понятно, дешевле, чем в Польше. Мало того, услуги самих перевозчиков в Украине стоят гораздо ниже, чем у поляков. То есть фактически они обваливают польский рынок. И естественно, раз правительство Польши не может оказать какого-то влияния, люди открыто начинают защищать свои интересы. При этом мы должны понимать, что в странах Евросоюза, Польше само по себе ничего не происходит. Мы видели, как любые протесты на территории Польши жестко разгонялись. Вспомните события в Варшаве, когда разгоняли, например, выступающих против поставок зерна из Украины. Значит, польским перевозчикам однозначно дали добро на этот флешмоб на границе.

В ТЕМУ

В Варшаве прошла церемония приведения к присяге нового польского правительства. Президент страны Анджей Дуда поручил сформировать его Матеушу Моравецкому, который возглавляет кабинет министров с 2017 года. С момента присяги у премьер-министра есть две недели на то, чтобы выступить в парламенте и получить там вотум доверия. Но уже сейчас кабмин Моравецкого издание Politico назвало правительством-зомби. И не случайно. Три оппозиционные партии на прошедших выборах взяли 248 мандатов из 460. А этого достаточно для формирования правительства. Но президент, представляющий партию «ПиС», выдвинул своих кандидатов. Только они вряд ли будут одобрены сеймом. Тогда парламент сможет выбрать кандидата на пост премьер-министра, что «позволит оппозиционному лидеру Туску вернуться на должность, которую он покинул в 2014 году», отмечает американское издание.

КСТАТИ

Польша продолжит увеличивать не только количество военной техники, но и военнослужащих. Это подтвердил министр национальной обороны Мариуш Блащак. После встречи с американским коллегой Ллойдом Остином глава польского военного ведомства в своем заявлении для СМИ отметил, что вооруженные силы США являются образцом для польской армии, которая в скором будущем станет самой сильной сухопутной армией в Европе. По словам министра, в данный момент есть более 193 000 солдат, готовых к любым вызовам, но лучше, чтобы было 300 000.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter