Бронежилет на всю страну, или Почему в особые периоды продукты ИИ должны быть недоступны

Искусственный интеллект. Как обмануть избирателя

Близится электоральный период. Впереди единый день голосования. Уже началась работа по подготовке этого важного для страны события. Это, по сути, персональная зона ответственности каждого из нас. Потому что своим голосом каждый кладет кирпичик в стену государственности. И от каждого из нас зависит, будет эта стена несущей или же стеной плача.

Это же очень важно, кто будет представлять и защищать твои интересы на всех этажах власти белорусского «здания»-государства.

Это не только настоящее, это еще и будущее страны, а значит, и персонально ваше. И от того, как этот процесс пойдет, зависит очень многое. Электоральный шум в этот период может быть как созидательным, так и разрушительным. Общественное подсознание на этапе избирательной кампании чаще всего остается открытым, а значит, незащищенным. И враждебные силы обязательно попытаются воспользоваться этим моментом, чтобы дезориентировать и продвинуть неликвидный товар опасного вранья.

Это как в магазине. Ты приходишь выбирать и открываешься для этого, впитываешь картинки и информацию, чтобы определиться с выбором. И тут на тебя наваливается волна маркетинговых и мерчендайзинговых ловушек. И ты уже выбираешь между качеством и скидкой, цветом и вкусом, размером и запахом. В итоге делаешь свой выбор под напором всех соблазнов и игры на слабостях. Радостный идешь с вожделенной покупкой домой. И только там, развернув упаковку, примерив в спокойной от магазинной мишуры и назойливого мерча обстановке обновку, начинаешь осознавать, что покупка не такая и радостная. А что еще хуже – оказывается, и вовсе была не нужна.

Так и на выборах. Самый яркий пример – 2020 год. Тогда в преддверии избирательной кампании в стране внезапно развернулась активная сеть, обучающая секретам и основам маркетинга, смм, ивента, продвижения в соцсетях, и прочая, на первый взгляд, невинная волшебная рекламная мелочь. Страну буквально поглотил маркетинговый коучинг под видом простого заработка на удаленке. Наступила эпоха фрилансеров. Но, как оказалось в «час Х», вся эта армия мелких заработков как по команде сработала на бчб-платформу, став долбить маркетинговыми приемчиками обмана в подсознание самых доверчивых, неустойчивых и легко управляемых категорий граждан. Молодежь, пенсионеры, декретницы. На возражения могу ответить лишь вопросом: а кто является мишенью и чаще всех попадается в сети телефонных и интернет-мошенников?

Есть, конечно, еще ряд определяющих факторов, но это лишь детали. Главное, что принцип один – не пропустить цель.

И вот близится новая избирательная кампания. Ее приближение выдают не только агитационные материалы, но и новые предложения современных коучингов. Только теперь это уже связано с обучением работе с искусственным интеллектом. Навыков и опыта программирования не требуется. Ну чем не новый рекрутинг операторов информационных беспилотников?

Эта технология уже обкатана на театрах военных действий в Украине и на Ближнем Востоке. Их активно отрабатывают по американским лекалам украинский ЦИПСО и израильский ЦАХАЛ. Это сильное морально парализующее оружие современной информационной войны. Сегодня, например, весь ТikTok забит продуктами генерации чатов ИИ. А там теперь безвылазно сидят молодежь, пенсионеры и декретницы. И опять же, в этом ТikTok все учат всему. Там ломается история, психология, мораль, скрепы и все, на чем держится человеческий образ. Там настоящий рассадник девиантности с прикольной и точечной подачей. Нет, конечно, не все там такое вредное, но его там уже немало. И надо полагать, что с приближением знаковых дат белорусский сегмент соцсетей начнет проседать под тяжестью атак.

Есть смысл задуматься о мерах безопасности не только на улицах, но и на виртуальных площадках. В информационной сфере тоже должны продумываться свои РЭБ, ПВО и бесполетные зоны. Это сейчас мы наблюдаем одиночные атаки, а впереди эти удары будут наноситься целым роем. ИИ будет генерировать нарративы со скоростью электронов. И оперативно вырабатывать контрмеры уже не получится. Реагировать, конечно, будет можно, но опередить никак. Потому что ИИ невозможно переубедить, напугать, дезориентировать, уговорить и разжалобить. Только выключить. Поэтому важно, чтобы продукты ИИ были в особые периоды недоступны. И если кто-то попытается поднимать тему правды и свободы слова, то надо сразу заметить, что это касается человека, а не робота и искусственных форм мысли. У пули нет и не может быть свободы. Ее функция – убивать. Убивать в том числе сознание. Нужен бронежилет или щит на всю страну. Выборы – это уже не просто сам выбор. Это целая моральная фортификация, и ее после того, как начался бой, строить намного сложнее. Надо всегда смотреть вперед. И здесь очень важное значение принадлежит системе безопасности государства. Она должна сработать прежде всего на упреждение. У нас есть опыт, и он – наша главная страховка. А еще надо учить людей уже сегодня распознавать силуэты вражеской мысли.

Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter