100-летие УНОВИСа и еще семь главных событий белорусской культуры в 2020 году

Искусства ради

Уходящий год оказался не слишком щедр на громкие события для отечественного искусства. Ввиду пандемии градус культурной жизни опустился до исторического минимума, музеям и театрам пришлось в спешном порядке переверстывать планы, встал на паузу и кинопроцесс. Впрочем, глобальные перемены, сломавшие налаженную годами систему, лишь подсветили моменты, которые в этом сезоне отличились повышенной яркостью. В нашем традиционном обзоре мы вспоминаем главные события прошедших 366 дней, в последний раз окидываем взглядом уходящую натуру и держим кулачки за 2021-й. 

100-летие ­УНОВИСа

В феврале Витебск отмечал 100-летие со дня основания объединения «Утвердителей нового искусства». Смелое, дерзкое детище Казимира Малевича оказалось вне времени, рамок и пространства — дело автора «Черного квадрата» сегодня продолжают тысячи художников. К юбилею ­УНОВИСа Музей истории Витебского народного художественного училища в компании с партнерами запустил проект #UNOVIS100 — масштабную программу мероприятий, связанных с историей становления и развития первой в мире школы супрематизма. В числе самых громких активностей — выставка работ художника-авангардиста Лазаря Хидекеля «Нас поймут через 100 лет» в Национальном художественном музее, вручение премии его имени лучшим молодым архитекторам Беларуси и научно-практическая конференция, на которую в Витебск впервые приехали внучатые племянники Казимира Малевича и правнучка Лазаря Лисицкого.

Концерт Марии Гулегиной в Большом театре Беларуси

Еще до того как артисты и дирекция Большого театра (как и весь остальной культурный мир) оказались в экстремальной ситуации, в Минске успела спеть Мария Гулегина — мировая звезда, обладательница невероятного по красоте драматического сопрано. На сцену белорусского Большого она вернулась спустя почти 30 лет. В Минске певица начинала свою карьеру, однако в конце 1980-х ситуация в театре вынудила ее покинуть Советский Союз. Артистка, впрочем, на это совсем не в обиде. Смеется: без учебы у маэстро Ярослава Вощака не было бы ни «Ла Скала», ни «Метрополитен-опера», ни Венской оперы. Свое выступление на сцене Большого Гулегина завершила красиво — исполнила «Купалинку» а капелла, словно бы еще раз напомнив: Беларусь — по-прежнему ее дом. 

Год Фердинанда Рущица

Весь нынешний год в Беларуси и за ее пределами вспоминали художника Фердинанда Рущица. В ноябре 2019-го на Генеральной конференции ­ЮНЕСКО было принято решение о включении 150-летия со дня рождения знаменитого пейзажиста в календарь памятных дат на 2020 год. Планы на знаковую юбилейную дату директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов строил грандиозные: научная конференция, пленэр, выпуск серебряной монеты, марки и конверта-посвящения знаменитому уроженцу Богданово, а также — как итог! — масштабная международная выставка. Планировалось, что зрители вживую увидят самые известные работы художника, которые для экспозиции согласились предоставить музеи Польши, Литвы и России. Коронавирус, увы, помешал всем планам: выставку (и надо признать, очень достойную) музею пришлось делать собственными силами.

Первый республиканский краеведческий форум 

В марте в Национальном историческом музее впервые вместе собрались люди, чье дело — сохранение традиций локальной культуры, памяти о выдающихся земляках и истории родного края. А это (только представьте!) 230 человек всех возрастов — от школьников до активных общественных деятелей на пенсии, которые в течение нескольких дней работали на площадках музея и его филиалов. Форум раскрыл свой потенциал не только как научная конференция, но и как мощная дискуссионная площадка. Оказалось, неравнодушной общественности не хватало именно этого — острой дискуссии, микрофона и аудитории, перед которой можно озвучить свои надежды и сомнения, поделиться опытом, поговорить о наболевшем. Собственно, это и стало главным итогом форума — фиксация резолюции о необходимости повсеместного создания объединений краеведов-любителей на базе музеев, клубов и библиотек. 

Гран-при «Славянского базара в Витебске» — у белорусов 

Двадцать девятый «Славянский базар в Витебске» наверняка войдет в фестивальную историю города как самый экспериментальный. Всего четыре дня вместо недельного музыкального куража. Открытые площадки на свежем воздухе, сменившие привычные концертные и театральные залы. Благотворительный счет взамен цветов, предназначенных артистам. А еще — сразу две победы Беларуси! Второй год подряд Гран-при детского музыкального конкурса достался представительнице нашей страны: 14-летняя Ангелина Ломако принесла Беларуси пятую победу. С дипломом обладателя Гран-при взрослого конкурса вернулся в Минск и Роман Волознев.

Завершение реконструкции Республиканской гимназии-колледжа

В августе молодые музыканты и педагоги Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки наконец-то выдохнули: завершилась десятилетняя реконструкция исторического здания на площади Свободы, 7. Многие годы обучение талантливых юных артистов велось в режиме преодоления — не было концертного зала, не хватало специально оборудованных репетиционных классов. Всему виной затянувшаяся на годы реконструкция исторической части здания, где расположено учебное заведение. В активную фазу строительные и ремонтные работы вошли в 2019 году, когда ситуацию взял под контроль Президент и были выделены средства по государственной инвестиционной программе. Таким образом, к официальному новоселью у гимназии-колледжа появился собственный концертный зал на 300 мест, звукозаписывающая студия, два кабинета академических концертов, хоровой зал, а также дополнительные аудитории для индивидуальных занятий.

Открытие обновленного здания музея им. В. Бялыницкого-Бирули

В сентябре на праздновании Дня белорусской письменности в Белыничах высоких гостей принимал обновленный и похорошевший музей им. В. Бялыницкого-Бирули. К празднику слова музей не только существенно расширил площади, но и представил публике почти три десятка работ последнего русского передвижника. Несколько десятков лет узнаваемая живопись мастера хранилась на его малой родине в именной галерее. С годами здание кинотеатра, который когда-то просто приспособили под музейную экспозицию, стало ветшать. Сказывалась и проблема нехватки площадей. Специальная комиссия, приехавшая в Белыничи два года назад, постановила: безопаснее и дешевле построить новое здание. В итоге от старого остался только фундамент. 

Включение культуры бортничества в список ­ЮНЕСКО 

Культура бортничества, до сих пор распространенная на Полесье, теперь под защитой ­ЮНЕСКО. 17 декабря старинный промысел вошел в репрезентативный Список нематериального культурного наследия человечества. Популяризацией технологий старинного производства и продолжением дела дедов занимаются потомственные бортники — благодаря им дело живет и сегодня. До XIX века бортничество было наиболее распространенным видом пчеловодства на территории наших земель. Сегодня традиция сохранилась лишь на Полесье. Культура бортничества стала четвертым белорусским элементом в Списке нематериального культурного наследия человечества. До нее почетный статус получили обряды «Колядные цари» в деревне Семежево Минского района и «Юрьевский хоровод» в деревне Погост Житковичского района, а также Будславский фест.


leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter