Искушения замком

Второй фестиваль искусств "Мирский замок-2004" в этом году преследовал две концептуальные цели: обозначить хотя бы пунктирно вехи в дальнейшей судьбе Мирского замка и достойно отметить 185-летие со дня рождения композитора Станислава Монюшко.
Второй фестиваль искусств "Мирский замок-2004" в этом году преследовал две концептуальные цели: обозначить хотя бы пунктирно вехи в дальнейшей судьбе Мирского замка и достойно отметить 185-летие со дня рождения композитора Станислава Монюшко. Для этого в тихий городской поселок Мир приехали автобусы с научными работниками и музыкантами. Обе группы творческой интеллигенции трудились самозабвенно. Два дня над мирскими полями разносился звон струн.

Утром - деньги, вечером - стулья

На проводимой конференции "Мирский замок как культурно-исторический феномен XV - XX веков. Новые исследования" 12 опытных докладчиков убедительно доказывали, что замок еще расправит свои статные каменные плечи. Хрупким и беззащитным, величественным и непокоренным, отраженным в молчаливой глади старинного пруда предстал он на картинах белорусских художников В.Барабанцева, Л.Дударенко, Л.Гандыша и В.Сулковского. Выставка прошла в самом замке, в импровизированном конференц-зале, и настроила всех на конструктивную волну.

- Мирский замок - это не просто замок, господа, это национальный символ, - напомнил всем научный руководитель объекта Дмитрий Бубновский.

Он же рассказал и о принятом в отношении замка решении, которое выглядит вполне логичным. Единственный способ вовлечь Мир в современный культурный контекст, вдохнуть жизнь в его стены - уже сейчас сделать замковый комплекс площадкой для проведения научных конференций, семинаров и творческих встреч. Ученые продемонстрировали планы реконструкции замка: вот здесь будут шкафы, здесь - стулья. Делились деталями - один стульчик XVI века стоит сегодня 100 тысяч долларов. Дорого? Отнюдь - для такой жемчужины, как Мир. Очевидно, что полноценно функционировать в качестве культурного центра замок сможет только в том случае, если будет заполнен исторически адекватными "золотыми рыбками", а не дешевками из меди. И стулья в замке должны стоять именно те, которые стояли во времена Святополк-Мирских.

Само место так и провоцирует нет-нет да и взгрустнуть о вечном, о несуетном. А потом вдруг глянешь из окошка башни - и будто слышишь лай борзых на панской охоте или хохот деревенских девушек у пруда... Спустившись по скрипучим лестницам замка на грешную землю, озябшие участники конференции отогревались горячим кофе: каменная сырость стен - тоже неотъемлемая часть здешнего антуража.

Чей Монюшко? Наш!

С Монюшко вышло сложнее. Музыковеды в очередной раз призвали считать его белорусским композитором. Во-первых, именно на белорусской земле сложились индивидуальный стиль композитора и его авторская манера. К тому же в своей музыке он использовал именно белорусский фольклор и из 54 лет жизни только 14 прожил не в Беларуси.

По словам идейного вдохновителя фестиваля Михаила Финберга, в Беларуси Монюшко написал большинство своих лучших камерно-вокальных композиций. Многие из них прозвучали в программе нынешнего фестиваля впервые.

Концерт прошел прямо у стен замка. Местные жители пришли нарядные, с детьми. Кто-то пытался схватить Михаила Яковлевича за рукав, чтобы сфотографироваться на его статном фоне. Но мэтр нервничал и входить в семейные анналы мирских жителей ему было недосуг.

Более опытные коллеги отметили, что в этом году организаторы просто превзошли самих себя. От всего мероприятия повеяло чем-то европейским. Так что причудливый фестивальный "паззл" Беларуси, судя по всему, получается довольно самобытным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter