Да, эти компании не «затягивают» за собой производство. Но существует много других плюсов. Во-первых, центры международных компаний создают приличное количество рабочих мест для «белых воротничков», обеспечивая их достаточно неплохими зарплатами. В какой-то степени их можно рассматривать как иностранные инвестиции. Ведь реально эти деньги компании зарабатывают на производстве в других государствах. Эти доходы служащих обладают серьезным мультипликационным эффектом: формируют внутренний спрос. В том числе и на услуги, создавая платежеспособную среду для развития их и малого бизнеса.
Во-вторых, крупные офисы транснациональных корпораций обязательно в большей или меньшей степени притягивают к себе экспатов. А иностранные работники для страны — хороший источник доходов. Опять же топ-менеджеры требуют определенного сервиса, что создает спрос на множество услуг. В том числе маржинальных и элитных.
В-третьих, так или иначе, но международные компании всегда приносят в страну свои компетенции. Да, с одной стороны, они пылесосом вытягивают квалифицированные и перспективные кадры на внутреннем рынке. С другой стороны, являются и источниками топ-менеджеров международного масштаба для местной экономики. Их-то нашим производителям иной раз очень не хватает. Кстати, работники из нашей страны весьма котируются в крупных корпорациях. И не редкость, когда сотрудники наших «дочек» уезжают на повышение работать в другие страны. Весьма показательное подтверждение перспектив отечественного управленческого персонала. Есть хорошие ростки, которые могут распуститься при определенных условиях.
А они постепенно формируются. Поэтому перспектива превращения Беларуси в деловой центр ЕАЭС — не фантазия на вольную тему. Кстати, если заглянуть в историю, то немало крупных компаний на постсоветский рынок выходило именно через Минск. И белорусские дилерские центры активно импортировали продукцию в Россию и другие соседние страны. Да, потом акцент переместился в Москву: поближе к потребителю. Но вполне успешные интеграционные процессы последних лет открывают перед бизнесом возможность экстерриториальности. По крайней мере, на рынке ЕАЭС. И побороться за свой кусок пирога у нашей страны есть все шансы. И даже конкурентные преимущества. Та же Москва — один из самых дорогих городов для жизни экспатов в регионе.