Искренность наших молитв

Авину Малкейну, Отец и Царь наш. Название одного из гимнов в литургии, произносимого иудеями от еврейского Нового года (Рош а-Шана) до Дня искупления (Йом Кипура). В нем есть молитвы и милосердие, надежды на счастливый год, просьбы хранить нас от войны, болезней и голода, а также просьбы вписать наши имена в Книгу Жизни, спасения и избавления, в Книгу благоденствия и достатка. Есть просьбы об исцелении и прощении грехов, необходимости услышать нашу молитву, просьбы отозваться на нее и проявить милость, даже если у нас нет заслуг, прощая нас и даруя нам избавление.

44 строки этой молитвы обращены как к нашей душе, так и к Всевышнему. Мы обращаемся к Всевышнему и как к Отцу, и как к Царю с просьбой ответить, даже если нет у нас заслуг или причин получить этот ответ, но ради Его имени.

Согласно Талмуду (Трактат Таанит 25), обращение к Авину Малкейну впервые прозвучало от рабби Акивы во II веке нашей эры. Это был год без дождей, и стране угрожали засуха и потеря урожая. Рабби Элиезер стал у ковчега со Свитками Торы и произнес 24 благословения. Однако дождь так и не пошел. Рабби Акива произнес: “Отец наш, Царь наш, смилуйся над нами ради великого имени твоего”. И дождь пошел. Мудрецы поначалу посчитали, что, возможно, главное — не слова обращения, а статус самого раввина. Но позже пришли к выводу, что важен не статус, важна степень раскаяния и искренность обращения к Всевышнему. Таким образом молитвенный гимн Авину Малкейну остался в литургии.

Впрочем, на этой же странице Талмуда есть и история о молитве о дожде рабби Элиезера. В засушливый год он провозгласил посты, чтобы через служение постом Всевышнему обратиться к Его милосердию, чтобы пошел дождь. История рассказывает о 13 постах, которые взяла на себя община Израиля, однако после последнего поста дождь так и не пошел. И тут рабби Элиезер обратился с короткой, но пламенной речью к народу, да так, что все заплакали, после чего пошел дождь. Эта история учит нас, что искренность произносившего более важна, нежели его статус и слова молитвы.

Вот уже несколько лет я вижу, как наша молодежь читает эту молитву в канун Дня Искупления. Как находит правильные интонации, да и вообще время для службы. И более пятнадцати лет я наблюдаю, как наши ветераны из еврейской общины, частично потерявшие кто зрение, а кто слух, тоже обращаются к Всевышнему с этой молитвой. Нередко я вижу, как жених и невеста, как на этой неделе Филипп и Николь, составляя обещания и клятвы для произнесения под свадебным балдахином-хупой, обращаются к словам Авину Малкейну: “Отец наш и Царь наш, услышь голос наш и смилуйся”. Правда, сегодня у нас беды связаны не только с засухой. Нас беспокоят различные вирусы, политические конфликты, семейные распри, частые депрессии, страхи взять ответственность, принять решение и многое другое. Мы обращаемся к Всевышнему как к Царю за справедливым судом, но, понимая, что можем не устоять и не найти слов искреннего раскаяния, обращаемся к нему как к Отцу. Пусть же общине Израиля в 5779 году, как и всем, кто обращается к Всевышнему, ожидая ответа, будут дарованы благословение, мир и надежда на то, что наша искренность и наши молитвы приняты Творцом.

Раввин Григорий Абрамович

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter