Иск платежом красен

Российско-белорусский товарооборот стремительно растет. Но чем больше мы друг с другом сотрудничаем, тем больше судимся. И взыскиваемЗа первое полугодие 2008 года в хозяйственных судах Беларуси находилось 135 производств, возбужденных по решениям иностранных и международных арбитражных судов. На их основании суды должны взыскать порядка 10 млн долларов США. Причем 124 производства были возбуждены на основании исполнительных листов арбитражных судов Российской Федерации (общая сумма взыскания – более 8 млн долларов). На сегодняшний день хозяйственные суды уже исполнили 49 производств на сумму около 4 млн долларов, из которых 43 дела и 3,4 млн долларов соответственно велись на основании исполнительных листов российских арбитражных судов.

Эта тема в числе других обсуждалась на пятом  заседании  Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов стран СНГ, прошедшем в Бресте. По словам председателя Высшего хозяйственного суда Беларуси Виктора Каменкова, число обращений в белорусские суды иностранных лиц, в том числе из стран СНГ, ежегодно прирастает на 10–15 процентов. Беспокойство вызывает также исполнение решений судов – белорусских за рубежом и зарубежных – в Беларуси. И с этой точки зрения полезен опыт сотрудничества с  Российской Федерацией, с которой у Республики Беларусь  есть соответствующее соглашение (кстати, пока единственное такого рода в мире). Согласно этому соглашению белорусские суды исполняют решения российских судов, как свои собственные,  то же самое – с российской стороны.
На заседании совета обсуждались размеры госпошлины, которую необходимо выплачивать при обращении в суды СНГ, порядок определения размера ущерба, причиненного окружающей среде, развитие судейского самоуправления  в странах СНГ, а также вопрос транспортно-экспедиционной деятельности.
Виктор Каменков  отметил, что именно Беларусь инициировала обсуждение вопроса о необходимости международного договора о транспортно-экспедиционной деятельности на нынешнем совете. В ряде государств СНГ эта проблема уже отражена в национальных законодательствах, как, например, в России, Беларуси, Украине и Казахстане. Есть здесь и подзаконные акты на уровне постановлений правительств. Однако в других странах этот вопрос не имеет государственного регулирования. Кроме того, законодательные акты государств СНГ различаются. Поэтому, когда груз экспедируется, скажем, из Европы на Дальний Восток,  разные правила регулирования транспортных процедур в каждом из государств, естественно, будут порождать различные проблемы и нестыковки. Происходит, например, утрата  груза либо потеря его качества, и в разных государствах по-разному рассчитывается размер ущерба, а порой и вовсе ставится вопрос: а надо ли вообще этот ущерб возмещать? Кто виноват – перевозчик или экспедитор? Как оформляются таможенные документы? Все это особенно актуально, если груз доставляется несколькими видами транспорта. Виктор Каменков убежден, что все эти вопросы надо оговорить в многостороннем международном соглашении. То есть все правила необходимо унифицировать.
В работе совета с российской стороны участвовали   председатель Высшего арбитражного суда Российской Федерации Антон Иванов и советник Президента Российской Федерации, председатель Ассоциации юристов России Вениамин Яковлев. Так вот, по мнению Антона Иванова, большая проблема связана  и с использованием при перевозках книжек МДП – Международного дорожного перевозчика. Очень часто товары перевозятся без надлежащего таможенного оформления и соответственно теряются. Во многом поэтому у перевозчиков сформировалось негативное отношение к самим книжкам МДП. Может, участникам следовало бы подумать, как сделать перевозку с помощью таких книжек более удобной и надежной?
В свою очередь Вениамин Яковлев напомнил, что, к счастью, наши гражданские законодательства уже в значительной степени синхронизированы, потому что в начале 90-х годов усилиями юристов стран бывшего СССР был разработан так называемый модельный Гражданский кодекс, в соответствии с которым государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве, принимали свои национальные кодексы. Поэтому они во многом перекликаются между собой, что, конечно, здорово помогает в работе. Тем не менее экономическая и хозяйственная практика показывает, что законодательство надо постоянно совершенствовать и модернизировать, исходя из требований сегодняшнего дня. Президент России Дмитрий Медведев уже издал указ о модернизации Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого в 1994 году. Понятно, что с тех пор прошло много времени, накоплен опыт применения законодательства, разрешения споров, в том числе и судебный. И  его надо обобщить, чтобы улучшить законодательное регулирование, в том числе и в сфере транспортных отношений. «Мы надеемся, что эта работа, как и раньше, будет происходить с участием наших зарубежных коллег из Беларуси, Украины, Казахстана, других стран СНГ, – выразил надежду Вениамин Яковлев. – А нынешнее обсуждение проблем транспортного регулирования поможет выявить сложности в этой сфере, которые в данный момент существуют в гражданском законодательстве наших стран, наметить пути их преодоления».
В ходе беседы с журналистами Антон Иванов и Вениамин Яковлев ответили на вопрос корреспондента «Союзного вече».
«СВ»:  Сегодня споры между субъектами хозяйствования стран СНГ разрешаются на основании международных договоров. Не настало ли время разработать нечто вроде юридической конвенции СНГ, в которой были бы определены единые для всех наших стран подходы к решению арбитражных, хозяйственных и прочих экономических споров?
Антон Иванов: Конечно, унификация полезна, и  наш совет работает в этом направлении. Но мы не хотим силой навязывать всем  одинаковые  стандарты. Они будут действовать лишь в той мере, в которой каждый из участников готов согласиться играть по общим правилам. Любой документ, который может быть выработан в рамках такого объединения, должен быть основан на взаимном согласии всех участников. Модельные кодексы – это первый этап унификации. Но будет ли сделан дальнейший шаг, зависит от доброй воли государств-участников.
Вениамин Яковлев: Необходимость выработки такого рода совместных межгосударственных актов возникла сразу после распада Советского Союза. Тогда нашими государствами были разработаны и приняты очень важные соглашения. Например, в 1992 году было подписано Киевское соглашение о порядке разрешения хозяйственных споров между субъектами, функционирующими на территориях наших государств, в котором  были оговорены основные вопросы. Первое –  какие суды разрешают споры, какое законодательство применяется при этом. Далее было записано, что государства признают решения судебных органов друг друга и обязуются не только признавать, но и исполнять эти решения на своих территориях. Собственно, правовая база, которая тогда была создана, работает и сейчас. Сегодня задача заключается в том, чтобы, во-первых, соблюдать эти соглашения, а во-вторых, постоянно их совершенствовать, снимая проблемные вопросы. Это постоянная работа – принимаются все новые документы, подписываются многосторонние и двусторонние соглашения.
А синхронизация национального законодательства по единым эталонам, единым подходам – это, так сказать, конечная цель. Их может синхронизировать модельный кодекс. К слову,  Дмитрий Медведев, подписав указ о модернизации российского Гражданского кодекса, поставил совершенно конкретные задачи. Первое – изучить судебную практику и использовать ее для обновления кодекса, заполнить существующие законодательные пробелы, снять противоречия, которые обнаружились. Второе – учесть опыт развития гражданского законодательства в странах Европы – Германии, Франции и так далее. Третье – учесть основные направления развития экономического законодательства Европейского союза, чтобы синхронизировать наше законодательство с законодательством европейских стран. Не потому, что мы следуем за ними, а потому, что в этом заинтересована и Европа, и Россия,  и все страны СНГ. И, наконец, в указе прямо сказано, что в процессе работы над кодексом необходимо учитывать опыт синхронизации законодательства стран СНГ.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter