Ищу работу! В Шкловском районе вакансий вдвое больше, чем желающих их занять.

Не раз доводилось слышать, что найти работу в райцентре — то же самое, что искать иголку в стоге сена. Правда в этих словах есть.

Не раз доводилось слышать, что найти работу в райцентре — то же самое, что искать иголку в стоге сена. Правда в этих словах есть. Но сразу нужно уточнить, о каких вакансиях идет речь. Ведь едва ли не каждый номер шкловской районки пестрит объявлениями “Требуются...”. В организациях не хватает трактористов и каменщиков, крановщиков и сварщиков, плотников, столяров, инженеров-электриков, энергетиков. На Шкловщине активно идет строительство на селе, вводятся новые животноводческие комплексы. И специалисты тут нужны. Они нарасхват и, понятно, на учет становиться не спешат.

В очереди бухгалтеры и экономисты

Сегодня такая ситуация типична для любого райцентра. Например, больше всего “перегружают” очередь бухгалтеры и экономисты. За последние годы государственные и коммерческие вузы так “растиражировали” подобных специалистов, что пристроить их удается с большим трудом. Особенно в райцентре.
— Проблема занятости населения для нас актуальна — она была, есть и будет, потому что человеку свойственно искать, где лучше, — считает начальник отдела занятости управления по труду, социальной защите и заработной плате Шкловского райисполкома, председатель районной организации РОО “Белая Русь” Николай ЕРЕМИЧ.— И служба занятости готова предложить работу. Если у людей есть желание трудиться, их можно трудоустроить даже за один день. Вопрос только в том, на что рассчитывает человек. На сегодняшний день в районе имеется 145 вакансий, при этом на учете по безработице состоит 73 человека. Вакансий в два раза больше, чем состоящих на учете. Как и повсюду, у безработицы в Шкловском районе “женское лицо”. А в целом  регистрируемый уровень безработицы 0,5 процента. Должен признать, что не каждый человек, не имеющий работы, спешит к нам на учет, потому что пособия по безработице невысокие, максимум 85 тысяч рублей.
В службу занятости довольно часто обращаются молодые люди без профессии. Многим из них предлагают приобрести специальность на курсах. Здесь они обучаются профессии парикмахера, кондитера, продавца, тракториста, водителя, строителя, штукатура, машиниста котельных установок, предпринимателя и т.д.
— Хотя мы не обязаны трудоустраивать этих выпускников, все-таки  стремимся обеспечить их первым рабочим местом, — объясняет Николай Еремич. — Некоторые ребята получают специальность, а затем поступают в вузы. Права заставить их отрабатывать положенный срок у нас нет. Да и наша задача в другом — помочь человеку адаптироваться к рынку труда.

Нерадивые родители

Среди безработных также выпускники средних и высших учебных заведений. Занимается служба занятости населения и трудоустройством так называемых обязанных лиц, а если проще — нерадивых и спившихся родителей, лишенных родительских прав. Их дети теперь находятся на попечении государства. Причем государство предоставляет этим, с позволения сказать, папам и мамам такую работу, чтобы они могли возместить часть расходов на воспитание ребенка.
Руководитель районной службы занятости рассказывает историю одной безработной, которая окончила юрфак БГУ, вышла замуж, родила двоих детей. Казалось бы, жизнь только начинается. Однако то ли в семье все пошло не так, то ли еще что случилось, но женщина запила. По инициативе матери ее лишили родительских прав, а мужа, совершившего преступление, посадили в тюрьму. Бывшего юриста служба занятости не оставила наедине со своими проблемами. Женщину устроили санитаркой в больницу. В течение года она не пила и вскоре перешла на работу по специальности. Теперь ждет, когда ей вернут детей.

Место под солнцем

Интересуюсь у Николая Григорьевича, как в Шклове решают довольно острый для всех служб занятости страны вопрос — трудоустройства лиц, которые не могут на равных конкурировать на рынке труда: выпускников-сирот, инвалидов, тех, кто прибыл из мест лишения свободы, обязанных лиц. Руководитель  говорит, что по решению райисполкома для них бронируется 45 рабочих мест. Поэтому, если на предприятии есть вакансии, именно эти люди и  занимают рабочие места.

Поработал — получи!

В ожидании постоянного места человек может каждый день получать деньги, выезжая на не требующие квалификации общественные работы. В рабочих руках постоянно нуждаются не только государственные сельхозпредприятия, но и фермерские. Например, местный фермер Владимир Малиновский регулярно привлекает на временную работу безработных. Эти люди не ходят с пустыми карманами в ожидании получки: в конце дня с ними всегда рассчитываются.
Безработных отправляют также на уборку территорий, очистку животноводческих комплексов, они  ухаживают за садом, убирают урожай. При этом к месту работы всех доставляет специальный транспорт районной службы занятости.
Но особым спросом пользуются социально полезные работы. Правда, попадают сюда, как правило, специалисты. Они занимаются строительством, приведением в порядок и обустройством территорий. Люди, знающие о таких бригадах, стремятся попасть в эти коллективы, потому что здесь можно заработать хорошие деньги, говорит Николай Еремич. Только в этом году таким бригадам предстоит выполнить работ на сумму 140 миллионов рублей.
— Кроме того, мы выдаем субсидии тем, кто решил начать свое дело, — продолжает Николай Григорьевич. — И деньги возвращать не придется. Правда, новоиспеченному предпринимателю или фермеру предстоит представить  бизнес-план, а затем отчитаться, на что потрачены средства. Чтобы снять напряжение на рынке труда, в районе в минувшем году было открыто 430 новых рабочих мест, на организацию которых выданы беспроцентные кредиты.

Выбираем Беларусь!

За полгода в шкловскую службу занятости по поводу трудоустройства обратилось 15 иностранных граждан. Люди едут в Беларусь, потому что здесь нет межнациональных конфликтов, которые вынуждают целые семьи срываться с насиженных мест.
— Семья Волокитиных, например, приехала из Астаны, — приводит пример Николай Еремич. — Говорят, что у их детей лучшее будущее будет в Беларуси. Есть также семья из Экибастуза, Павлодарского края. В целом из Казахстана приезжает много переселенцев, у которых корни в нашей стране. Есть переселенцы из Мурманской области, Коми, Латвии, Молдовы, Узбекистана, Карабаха. И это, как правило, не проблемные семьи, а люди, которые хотят жить в Беларуси и трудиться на ее благо. И мы им рады. Таким нужно помогать.
— Какие вопросы, связанные с трудоустройством граждан, нужно, на ваш взгляд,  решать с помощью законодательной власти? — задаю вопрос Николаю Еремичу.
— Думаю, нужно четко определить права работодателя и нанимателя. Уточнить, сколько безработный может состоять на учете, — предлагает специалист. — Если люди временно остались без работы, то увеличить им пособие по безработице. Нынешняя сумма довольно скромная, особенно по сегодняшним меркам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter