Ищем тенора

Художественный руководитель Национального академического театра оперы Маргарита Изворска на очередной пресс-конференции, посвященной открытию сезона, общалась с журналистами легко и иронично.
Художественный руководитель Национального академического театра оперы Маргарита Изворска на очередной пресс-конференции, посвященной открытию сезона, общалась с журналистами легко и иронично. Прежде всего по отношению к себе, театру и опере. По крайне мере, так показалось. Хотя разговор о сущности оперного искусства - куда уж без него - Маргарита Николаевна продолжила. Получился он на этот раз подвижным и интересным. Вместе с прессой руководство театра надеется популяризировать оперу и культивировать в обществе потребность в ней. Потому что состояние дел в театре, по мнению Маргариты Николаевны, показывает общий уровень состояния и развития культуры в стране.

- Что-то в ваших статьях может меня раздражать или вызывать улыбку, но, критикуя художника, не стоит забывать о том, что самый лучший критик находится в нем самом, - напомнила всем собравшимся худрук. - Неумная критика ничего плохого нам не сделает. Мы не принимаем ее близко к сердцу.

Однако госпожа Изворска попросила журналистов относиться к проблемам театра с должным пониманием

: - Не надо с порога стараться искать промахи и неудачи, не стоит спешить с выводами, особенно по поводу игры молодых исполнителей. Это может им навредить.

Театр действительно вывел на сцену много молодых исполнителей в последнее время, и в октябре, например, практически в новом исполнительском составе прозвучит юбилейная, трехсотая "Аида".

В новом сезоне театр отказался от концертного исполнения опер, которое было популярным при прежнем художественном руководителе, композиторе Сергее Кортесе, и даже получило немалое число поклонников: эту форму любили профессионалы, для которых главную ценность представлял музыкальный материал. Простому зрителю, глядя на сцену без декораций и на артистов в строгих вечерних нарядах, подобное "меню" казалось постным. Как сказать, как сказать... Критиковать прошлое нетрудно. Сложнее собирать аншлаги в настоящем.

Но Маргарита Изворска считает, что белорусская опера не должна идти по этому пути. В современной европейской опере - а такой позиционирует свой театр Маргарита Николаевна - все должно быть на уровне: и музыкальный материал, и декорации, и драматический потенциал актеров. А глядя на тотальную экспансию жанра мюзикла, не докатившегося, правда, еще до Беларуси, становится вполне понятным желание оперного руководства не сдавать свои позиции в плане классичности и масштабности постановок.

Сегодня Национальному театру оперы не хватает художников, специализирующихся на музыкальном жанре. Не хватает и своих режиссеров, до конца понимающих оперную специфику. Да и сама труппа театра не укомплектована до конца. Наибольшие проблемы с кадрами - в теноровой группе.

Однако не будут разочарованы в новом сезоне поклонники отечественной оперы. По-прежнему в репертуаре театра - одна из лучших белорусских опер "Дикая охота короля Стаха" Владимира Солтана. Но, к сожалению, идти она будет нечасто.

Не имея сегодня средств, чтобы поставить новую большую белорусскую оперу, руководство приняло мудрое решения поставить... две маленькие. Ближайшие премьеры - оперы Вячеслава Кузнецова "Письма сумасшедшего" и Виктора Копытько "Его жены", произведение, по мнению Маргариты Николаевны, "с достаточно любопытной современной не только музыкальной, но и драматургической структурой".

Кстати, вчера, 15 сентября, симфонический оркестр театра под управлением главного дирижера Вячеслава Чернухо участвовал в своеобразной "пиар"-акции: в открытии нового сезона ОНТ. Именно в сопровождении этого оркестра белорусские певцы исполняли классику в концерте "Наши ступени".

Продолжится в новом сезоне работа над мюзиклом Леонарда Бернстайна "Вестсайдская история". В ближайших планах также обновить оперу "Кармен", которая давно "поистрепалась".

Стоит напомнить, что летние гастроли театра в Германии не обошлись без конфуза: коллектив театра был принят за... другой. Зрители считали наших артистов немецким "Матеусом", а хор и солистов - членами труппы Арено ди Верона и Ла Скала. Ведь на афишах театр был назван именно так.

Для чего нужны такие гастроли, когда коллектив не имеет права на собственную идентификацию, остается загадкой. Как уверяет руководство театра, никто не ожидал, что попадет в такую ситуацию...

Госпожа Изворска поблагодарила собравшихся журналистов за пристальное и неравнодушное внимание к театру. В частности, к последней премьере оперы Мусоргского "Хованщина". "СБ" одной из первых посвятила премьере рецензию, где были представлены различные точки зрения на эту постановку.

Фото Александра ДМИТРИЕВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter