Комитет госконтроля Гомельской области обнаружил скрытые резервы для снижения затрат на пассажирских перевозках

Ищем скрытое

Быть на плаву, чувствовать уверенность, работать прибыльно... Как ни назови это состояние желаемого баланса, а экономику предприятия, учреждения, организации делает работа над конечной стоимостью продукта. При безмерных расходах, даже вполне объективных, велик риск затеряться на просторах жесткой конкуренции. Поэтому совсем не случайно среди нынешних приоритетов экономического развития страны значится черным по белому сокращение затрат.


Допустим, с промышленностью в этом деле все понятно. Цена и качество — прописные истины производства. Чем ниже первая позиция и выше вторая, тем больше гарантий не только закрепить свое место под солнцем, но и развиваться, обновляться, модернизироваться, попадая в точки активного спроса и отвечая ему. То есть шагать в ногу со временем, а если совсем в идеале, то на шаг впереди рядом идущих. Производственники это понимают, знают, ищут ходы.

Но как быть с социально ориентированными отраслями экономики, которые по своей сути пока не могут обойтись без бюджетной поддержки? Например, общественный пассажирский транспорт, жилищно–коммунальное хозяйство... На чем таком строить сокращение затрат: отменить рейсы, не вывозить мусор? Однако не все так буквально. От крайних суждений лучше воздержаться. Как показывает обыденная практика, здесь тоже хватает скрытых резервов.

Начну с того, что главную проблему этой темы мы все хорошо знаем — услуга стоит значительно дороже, чем платит гражданин–потребитель. Поэтому государство помогает людям нести бремя, компенсируя затраты организациям и предприятиям, которые эти самые услуги и предоставляют. Последние, как известно, формируют себестоимость, рассчитывают тарифы и сообщают нам о том, что без повышения «ценников» и в этот, очередной раз никак не обойтись.

За долгие годы мы привыкли к такой практике. Верим на слово, про себя понимая, что других рецептов выхода из подобных финансовых трудностей еще не придумано. Да и надо смотреть правде в глаза — бюджет компенсирует львиную долю расходов. Но предприятия и организации, предоставляющие услуги, тоже, видимо, к этому привыкли. И повышение тарифов, к примеру, нередко представляется хозяйственниками как чуть ли не единственный способ снизить нагрузку на казну и свести концы с концами.

Только примеры из жизни корректируют «картину маслом». Как раз в эту тему — одна из последних проверок Комитетом госконтроля Гомельской области ОАО «Гомельоблавтотранс», в ведении которого находятся пассажирские городские и пригородные автобусные маршруты. Предприятию нелегко. В его случае традиционно растущие цены на топливо обычно служат одним из самых весомых аргументов в пользу повышения тарифов на проезд. Вот только контролеры не согласились с такой подачей. Более того, нашли на предприятии необоснованное завышение себестоимости услуг и незаконное получение бюджетных субсидий на компенсацию расходов.

Для того чтобы все было точно и без лишней горячности, в «кухню» пассажирских перевозок контролеры вникли вместе со специалистами–транспортниками. Прошли с калькулятором по всем статьям. Вот выкладки. Например, только реорганизация структуры предприятия позволит сэкономить 2 миллиарда рублей в год. Если же пойти еще дальше и в 2016 году реализовать все мероприятия, предложенные по итогам проверки, то ОАО «Гомельоблавтотранс» имеет шанс сократить свои затраты на 100 миллиардов рублей. Хорошие деньги. И это только на примере одной области.

А вот о том, как неиспользуемые резервы могут выглядеть в масштабе страны, можно проследить на примере жилищно–коммунального хозяйства. Недавно результаты своей работы озвучила межведомственная рабочая группа по проблемам ЖКХ, которая была создана по распоряжению Президента после резкого повышения тарифов на коммунальные услуги. Так вот, по ее заключению, сегодня в этой сфере достаточно много необоснованных затрат. Часть связана с практикой, сложившейся годами, а часть, возможно, с привычкой находить безотказную поддержку у бюджета. По расчетам рабочей группы, если включить рациональный подход и убрать лишнее, снижение затрат в ЖКХ достигнет 2,2 триллиона рублей. Чем не скрытые резервы?

dralukk73@mail.ru

Советская Белоруссия № 96 (24978). Вторник, 24 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter