Ищем маму. Есть 8 детей

В доме обедали.
В доме обедали. Часа два кряду. Суп постоянно приходилось подогревать. Один в 12 поест, другой только к часу за стол сядет. Это ж ведь пока восемь ртов накормишь... "Не моя тарелка", - упрямилась Лена. "Суп не хочу", - ворчал Гена. "А мне добавки", - тянул Андрей пустую чашку. Словом, все, как в обычной семье. Необычным было разве то, что семья эта появилась в SOS-детской деревне лишь 5 - 6 лет назад, а детишки, которых еще недавно называли сиротами, вдруг сразу обрели семь братьев и сестер. И - маму.

Проникнуть в жизнь семьи очень сложно. Журналисту не хватит двух часов беседы, гостю - вечера. День? Тоже маловато. Хотя и сквозь натянуто-кроткое поведение можно кое-где разглядеть реальную картинку жизни.

- Гена, может, уроки сделаешь?

У Гены округлились глаза, будто его попросили как минимум поле перекопать. Пришлось мне идти на попятную: "...Ну хотя бы для фотографии".

Лешку ловим уже на пороге. Увидеть его дома в обеденное время - большая удача. Обычно приходит поздно вечером, и никто толком не знает, был он сегодня в школе или не дошел...

- Леша, ты вечером во сколько придешь?

Обвел нас равнодушным взглядом и буркнул

: - Я никогда не говорю, когда прихожу, я просто иногда прихожу... Ма-ма-а!

- Ну вот, опять деньги будет выпрашивать, - сокрушается Наталья Чиковкина. - Он не просит, он вымогает. Не получит - может украсть. Он вот в таком миллиметре от пропасти...

Нервишки ребята треплют, надо сказать, изрядно. То, что тишины и спокойствия в этом доме не бывает, я убедилась на личном опыте. Но, пробыв с ребятами день, вечером, переступив порог своего дома, сбросила вместе с пальто все заботы минувшего дня. Наталья этого сделать не может. Потому что она тут не воспитательница. И даже не няня. Она - мама. А поэтому не спит по ночам, когда дети болеют, допоздна засиживается с ними за уроками. И свободное время свое планирует соответственно: с одним зубы едет лечить, с другой - бородавки выводить, а тут еще в школу вызывают... Иная мать с одним родным ребенком, которого с пеленок воспитывала, справиться не может. А когда их восемь? И бороться с их характерами, которые формировались зачастую не в самых благоприятных условиях, непросто.

Наталья, стиснув зубы, терпела, когда Леша приходил выпивши, стекла бил; когда Оля истерики закатывала из-за того, что у нее шнурки не завязываются или к ней не с той стороны подошли, не то сказали; когда Гена наотрез отказывался учиться. Смотришь, другой раз и пожалеют: мол, и как это ты с нами восьмерыми справляешься? Как с крапивой. Ею пренебрегают, и она становится вредной. Тогда ее уничтожают. А обращайся с нею правильно, глядишь - польза будет.

Конечно, за эту заботу Наталья получает хорошие деньги. И тратит их на свою многочисленную семью. В кино с ребятами, в цирк. Летом - к друзьям в Питер. На 8 новогодних подарков. Дети знают, что Наталья Николаевна - им не родная мама, но ни разу ей не дали этого почувствовать. Потому что видят: необходимы ей не меньше, чем она им.

- Люся, а у тебя есть... - Люся, недослушав, мотает головой: "У меня никого нет, я одна", - ...самый любимый человек в семье?

- Кроме мамы, да? Ленку больше всех люблю, - и фотографию ее показывает. - Посмотрите, какая она здесь хорошенькая, правда?

Лена попала в семью в три года. Ей ставили диагноз ДЦП. Но вроде все обошлось. Теперь другая беда - гепатит В. "Маленький, слабенький мышонок, она сперва даже в школу боялась ходить, - рассказывает Наталья. - Портфель из рук вываливался. Когда учительница сообщила, что на занятиях ее не было уже два дня, я чуть с ума не сошла: где эта кроха полдня бродит?! Оказалось, она выходила из дома, а через некоторое время возвращалась, тихо проскальзывала к себе в комнату, залезала под одеяло и так, не шелохнувшись, до обеда и лежала. Пришлось в школу вместе с ней ходить".

- Главный принцип SOS-семьи - соединить два одиночества, - говорит исполнительный директор Белорусского фонда "SOS-детская деревня" Николай Хролович. - По переписи населения 1999 года в нашей стране почти 41 тысяча одиноких женщин в возрасте 30 - 45 лет, половина из них ни разу не состояли в браке. Многие женщины мечтают о такой семье, не надеясь когда-нибудь создать свою. В нашей деревне есть дом, все восемь хозяев которого - родные братья и сестры. Некая мамаша каждую весну рожала по ребенку и оставляла. Ей такое счастье не нужно было. Зато обрела его другая женщина - 29-летняя Татьяна Костюк. В следующем году открывается вторая SOS-деревня в Марьиной Горке. Уже идет поиск новых мам. Скоро появятся такие же дружные семьи. И еще 86 ребят будут согреты теплом настоящего дома.

Такую модель семьи более полувека назад придумал и создал немецкий врач Герман Гмайнер. Желая подарить семью детям, которых осиротила война, он не думал о должности папы. Возможно, тогда они были в дефиците, потому и не вписались в SOS-проект. Нет, папа-то, конечно, и не в каждой обычной семье есть. Но тут речь о другом. Одиноких мужчин у нас на 30,5 тысячи больше, чем женщин. Может, чужие дети тоже могли бы составить счастье некоторых из них?..

За 8 лет существования боровлянской SOS-деревни ее покинула лишь одна мама. Судьба улыбнулась - встретила хорошего человека. Пришлось выбирать: либо "деревенская" семья, либо муж. "Что поделаешь, иностранцы считают папу лишним звеном, - говорит Николай Владимирович. - Мама и Дом - тот минимум, который, на их взгляд, необходим детям-сиротам. Пока проект себя оправдывает".

Белорусская SOS-деревня - одна из 385 действующих в 131 стране мира. Когда она только строилась, народ, глядя на красочные коттеджи, ухмылялся: мол, и сюда эти "новые белорусы" проникли. Оказалось, этим "новым белорусам" от роду всего 3 - 6 лет и приданого - дырка от бублика. В красочных домиках поселились 13 мам с 96 детьми-сиротами со всей страны. Однако и тут нашлись недовольные: мол, есть, конечно, среди воспитанников хорошие ребята, но и хулиганов-разгильдяев, местную школу по успеваемости вниз тянущих, хватает - разве заслужили они такую жизнь? Пусть бы корову доили, картошку сажали. А то им все на блюдечке с голубой каемочкой...

"Не обязательно жить впроголодь, чтобы научиться жить правильно", - считает Наталья. Но есть в злословии местных жителей рациональное зерно: за кадром сытого и благополучного детства в SOS-деревне остается один немаловажный момент. Мама не работает, потому что это и есть ее работа. Соответственно никаких разговоров о том, что нужно платить за квартиру, еду, о том, что маме может не хватать денег, что по телефону трепаться желательно поменьше - дорого, что на кино нужно тоже заработать. У ребят есть все, но они не знают, каким трудом это "все" дается в реальной жизни. Насколько легко смогут они адаптироваться в социуме, если живут отдельной деревушкой, как на острове?

- Да, есть вопрос, - соглашается Николай Хролович. - В этом смысле нужно отдать должное детским домам семейного типа. Таких сегодня в Беларуси 46. Система же воспитания в SOS-деревне направлена на развитие способностей детей, становление характера. Скажем, обязательное требование: после 9-го класса все ребята должны зарабатывать на карманные расходы. Летом они полмесяца работают на птицефабрике, в областной больнице, НИИ онкологии, часовой мастерской... Сами себе стирают, готовят, покупают продукты на рынке. Разве этому учат в интернате? Да, наши дети живут в прекрасных условиях, так пусть это будет примером того, к чему следует стремиться. Ну а в жизни, судя по результатам реализации аналогичных проектов в других странах, эти дети устраиваются не хуже остальных. Вот и все 10 наших воспитанников нынче учатся - в педуниверситете, суворовском училище, финансово-экономическом колледже; живут в молодежном общежитии - это продолжение проекта "SOS-детская деревня"; строят квартиры за деньги, которые накопились за это время на счетах, открытых их спонсорами. Кстати, спонсоры есть уже не только за рубежом, но и в Беларуси. В этом году SOS-деревню посетил лучший белорусский футболист прошлого сезона Александр Глеб, пообещал детям поддержку... Правда, суммы на счете у каждого разные. Кому-то этих денег не хватает даже на первый взнос. Берут кредит на строительство. Вася Петров, например, которого в детстве мы только и делали что вытаскивали из дурных компаний, достраивает однокомнатную квартиру. Своих воспитанников мы поддерживаем до тех пор, пока не станут на ноги. Но ребята знают: в деревню можно обратиться в любой момент - обязательно помогут. Потому что все равно они остаются нашими детьми на всю жизнь. Потому что сперва вложить в них душу, а потом забыть - невозможно. Если что... и лимузин на свадьбу закажем. А в остальном сами пробьются.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter