Исчезла книга, которой не должно было быть…

С белорусских ИП сняли обязанность вести учет движения товаров

С индивидуальных предпринимателей сняли обязанность вести учет движения товаров

«Книги учета движения товаров, по большому счету, и не должно было быть, — считает член Совета по развитию предпринимательства при Президенте, индивидуальный предприниматель Екатерина Чижик. — Ее ввели в 2005 году, и это стало ошибкой, которая притормозила развитие бизнеса».

Сейчас ИП получили очередное послабление: ненавистный обязательный учет товара отменили. Инициатором этой законодательной инициативы выступил совет. Станет ли законодательная либерализация катализатором для выхода ипэшников на более качественный уровень? Совсем без хлопот живется только людям, которые совершенно ничего не делают. Поэтому многие жалобы индивидуальных предпринимателей на хилый деловой климат чаще всего пропускаю мимо ушей. Как ни тяжела жизнь ИП, но на нее себя обрекают все больше и больше граждан: количество таких субъектов предпринимательства год от года растет, перевалив за 200 тысяч! Значит, не так уж плохо и невыносимо работать на себя. Впрочем, проблема лежит несколько в другой плоскости: отечественный микробизнес, выторговывая постоянно себе разнообразные льготы и преференции, упорно желает заниматься исключительно торговлей. В ряды купцов влились до 90 % индивидуалов. Конечно, нельзя не согласиться с Екатериной Чижик: торговля во все времена являлась инструментом накопления капитала, трамплином для прыжка в класс буржуазии. Но не слишком ли долго отечественные торговцы концентрируют денежки для «великих дел»?

Понять, бедно или богато живут торговые ИП, практически невозможно. Мелкий бизнес почти неуловим для статистики. Судя по ценам на вещевых рынках, которые являются далеко не самыми низкими в Европе, в скромное существование предпринимателей верится с трудом. Немногочисленные учетные документы рисуют совершенно другой «пейзаж». По крайней мере, если ориентироваться на данные кассовых аппаратов. Правда, какой процент выручки реально через него пропускается — вопрос дискуссионный. ИП резонно утверждают: им нет смысла скрывать доходы — налог-то они уплачивают единый. Но для фиксированной ставки необходимо не «вылезать» за определенную границу по товарообороту. А после девальвации и пропорционального роста цен «вписаться» в номинированные в рублях коридоры достаточно непросто. И книга учета товара вкупе с кассовой «машинкой» давала проверяющим возможность достаточно полно представить объемы бизнеса торговой точки.

С другой стороны, реализация на рынках — весьма своеобразный вид деятельности. Товар со склада и обратно перемещается стремительно. Да и нередки случаи, когда предприниматели со схожим ассортиментом одалживают друг другу нужный фасон или размер одежды. Все «телодвижения» фиксировать в книге было достаточно сложно. Поэтому большинство предпринимателей ее попросту «теряли», пока за такую рассеянность не стали наказывать.

Сейчас этот документ строгой отчетности отменили. С одной стороны, лишняя помощь мелкому бизнесу, которому приходится туговато при падении темпов товарооборота. Сейчас ИП активизировались в достижении давней мечты — снятии ограничений на наем работников, которые не являются близкими родственниками. Ипэшники считают: меры послабления необходимы для их выживания. Все негативные макроэкономические факторы прижали их к стенке: за 10 месяцев этого года доля продаж на рынках и в торговых центрах упала до 22,2 % с 26,4 % за аналогичный период 2010 года. Другими словами, предприниматели потеряли около 15 % выручки и возвращения к «сытым» временам ожидают не скоро. Естественно, мелким торговцам желательны дополнительные преференции государства. И доводы ИП разумны: создание новых рабочих мест, занятость населения, опять же накопление капитала для развития бизнеса… Но их «свобода» всегда вызывала недовольство у владельцев частных унитарных предприятий. Они также тяготеют к торговому бизнесу, но условия налогообложения, правила работы с наличностью, некоторые другие законодательные нюансы уже сегодня ставят под сомнение их возможность тягаться с индивидуалами. Если последним предоставить большие послабления, не побегут ли юрлица обратно в лоно ИП?! Тем более нелогично станет развивать производство. Нынче торговать китайской обувью намного выгоднее и прибыльнее, чем производить собственную. Примеров тому немало. Этакая патовая ситуация сложилась на законодательной «доске»: как не «задушить» совсем мелких предпринимателей и простимулировать их переход в юрлица?

Советник по экономическим вопросам Республиканского фонда Совета по развитию предпринимательства Татьяна Быкова считает: в республике пока не создано достаточно стимулов для перехода микробизнеса в малую или среднюю «весовую категорию». И финансовые преференции играют существенную, но далеко не главную роль пружины, которая подталкивает индивидуалов к развитию. Скажем, в Германии каждый предприниматель мечтает выбиться в юрлица, так как немецкий бизнесмен-одиночка, аналог нашего ИП, отвечает всем своим имуществом за свои коммерческие риски. С должника могут взыскать и личное имущество: машину, квартиру, дом, земельный участок… Если же зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью, то бизнесмен потеряет только фирму, а на его личное имущество ответственность не распространяется. К тому же в Европе банки более охотно кредитуют юридические лица. Поэтому педантичные немцы и рвутся вырасти из «коротких штанишек» индивидуальных предпринимателей и превратиться в ООО.

В Беларуси законодательство более мягко относится к должникам — физическим лицам. Скажем, если в квартире прописаны несовершеннолетние дети, то отобрать ее банку в счет долгов практически невозможно. Да и кредитование небольших компаний пока сложно назвать удовлетворительным. Возможно, нынешняя ситуация в экономике благоприятно скажется если не на финансовом состоянии ИП и малого бизнеса, то на его структуре: слабые предприниматели, которые могли процветать на примитивной торговле на фоне роста доходов населения и «разбухания» внутреннего рынка, просто «вымрут», освободив свои ниши для более оборотистых и предприимчивых коллег. Хотя, конечно, многое будет зависеть от направления государственной политики и преференций, которые сможет себе обеспечить тот или иной класс предпринимателей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter