Ирония с привкусом ностальгии
16.04.2011
Михаил Задорнов обещает не только посетить премьеру, но и выйти на сцену в одной из ролей. Пока же идет самый горячий репетиционный процесс: спектакль вырвался из репетиционного зала на большую площадку, актеры привыкают к костюмам, режиссер оттачивает мизансцены, выстраивается свет, пробуются разные варианты ракурсов для тех или иных декораций. Фантазии обретают сценическую плоть, разрозненные детали складываются в единый рисунок, способный впитать в себя и сделать органичной любую актерскую выдумку и импровизацию. О чем история? Да обо всех нас. И тут, как мне кажется, кроется главный подвох.
В своем репертуаре
Действующие лица и исполнители
Главный герой спектакля Юра — выдумщик и романтик, которого тяготит предсказуемый быт и нелюбимая работа. Каждое утро он садится в подмосковную электричку и едет в большой город, чтобы отыскать свой кусочек счастья, а еще, чтобы встретиться взглядом с прекрасной незнакомкой, увлеченно читающей детективный роман. Каждое утро пути Юры и девушки расходятся, но наступит день, когда молодой балагур, не задумываясь о последствиях, вдруг свернет с проторенной колеи и отправится с очаровательной Леной в командировку в провинцию. Как и Костик из «Покровских ворот», Юра обладает богатым внутренним миром. Самую обычную бытовую ситуацию он способен украсить фейерверком страстей, представляя себя то королем ринга, то знаменитым оперным певцом.
В спектакле два состава актеров, занята только молодежь, хорошо знакомая зрителям по кино и телевизионным проектам: Андрей Кривецкий, Сергей Жбанков, Вероника Пляшкевич (только что она сыграла главную роль в мелодраме Виталия Дудина «На распутье»), Иван Трус, Елена Дубровская, Инна Савенкова, Елена Стеценко, Олег Коц.
Будьте проще
Постановщик «Записок усталого романтика» Игорь Куликов сам был актером и сыграл более 40 ролей в Рижском театре русской драмы. Так что процесс знает изнутри. Куликов не занимается ребусами, не пытается как–то зашифровать первоначальный материал, растворить бытовое в метафоре. Он делает живой, понятный, зрительский и актерский спектакль. В любой момент Игорь Игоревич может прервать репетицию, прыгнуть на сцену и показать, чего конкретно хочет добиться от актера. Он не давит, позволяя артистам предложить свое решение, прислушивается к их мнению. Когда вдруг кто–то из исполнителей стесняется петь итальянскую арию, как задумано, — уверенно и вальяжно, режиссер делает перерыв и просит актера все же не относиться к исполнению столь серьезно. Когда кто–то упрямится и петь отказывается, Куликов объявляет небольшой перекур. В итоге проблему решают сообща.
— Конечно, такой материал можно ставить только со студентами, — говорит о своем отношении к работе режиссер, — необходим профессиональный командный дух. В Русском театре мне предложили работать с молодыми актерами, и они меня не разочаровали. Наоборот, очень рьяно включились в работу.
— Вы ведь уже не впервые ставите этот спектакль?
— Да, я выпустил «Записки усталого романтика» в Риге, но должен сказать, что это две совершенно разные постановки. Начиная с того, что рассказы выбраны совершенно другие, и заканчивая какими–то акцентами, которые появились уже исходя из актерских индивидуальностей.
— Игорь, первоначальный замысел претерпел изменения?
— Сейчас у нас может быть самый непростой период, потому что, когда спектакль выходит из репетиционного зала на большую сцену, становятся видны все «блохи». Одно дело, когда ты что–то такое придумал в замкнутом пространстве, в своем мире, и совсем другое, когда идеи проходят проверку на прочность в реальных условиях. Многое еще будет доводиться до ума. Сегодня, например, художник по свету попросил ему не мешать, потому что он только начал пристраиваться и хочет понять, что должен делать.
...В тот день актеры репетировали первый акт спектакля. Легко и вдохновенно, несколько раз закрепляя отдельные сцены и финал. В зрительном зале, не упуская ни единого жеста коллег, с блокнотами для пометок сидели актеры второго состава. Кто–то тут же обсуждал с режиссером увиденное или в перерыве поднимался на сцену. Полюбопытствовать пришли артисты Русского театра, не занятые в премьере. Живо анализировала происходящее автор сценографии и костюмов, художник Алла Сорокина. Из такой повседневности и рождается будущий праздник для романтиков и сочувствующих им.