Источник: Знамя юности
Знамя юности

Ирина Старшенбаум: никогда не бываю довольна собой

На большой экран вышел психологический хоррор «Сестры» с Ириной Старшенбаум в главной роли. Это история о домашнем насилии, которое остается за закрытыми дверями. Главная героиня в попытке защитить себя и своего маленького сына от агрессии со стороны мужа (его играет Никита Ефремов) решает прибегнуть к мистическому обряду. О сложной подготовке к проекту, чудесах, переменах в себе после 30-летия и мыслях о материнстве Ирина рассказала «Знаменке».


-Вы признались, что это была самая сложная роль в вашей жизни. Что далось тяжелее всего?

– Непросто далось многое. Это некая консистенция чувств, эмоций и проблем, травм, с которыми сталкивается не только моя героиня, но и все персонажи. Тот случай, когда не имеешь права сделать наполовину – или честно, или никак. Труднее всего оказалось переживать ощущения человека, на которого направлено такое количество боли, трагедии и травмы. Это не та картина, где можно что-то сыграть и пойти дальше.

– Вы как-то особенно готовились к этой роли?

– Да, при подготовке читала много материала, просмотрела разные интервью, видео, общалась с девушками о насилии в семье. Когда начали снимать, стала отпус­кать, транслировать их истории в наш фильм, в творчество и освобождаться от этого груза. Даже в процессе подготовки, не заходя на территорию физического насилия, я на уровне тела испытывала чувство серьезного внутренне­го давления, когда ты не можешь открыться, кому-то рассказать, с кем-то поделиться. Оно настолько разрывает изнутри…

– Как вам с Никитой Ефремовым, который играет домашнего тирана, работалось?

– Это не первая наша сов­мест­ная работа. Мы с Никитой – очень близкие друзья, ранее снимались в фильме «Лето» Кирилла Серебренникова, в «Об­щаге» Романа Васьянова, кстати, сыграли супружескую пару в «Кризисе семей­ных отношений» – лента еще не вышла. У режиссера Тодоровского в картине «Здоровый человек», тоже интересная вещь. Я сейчас понимаю, что наше партнерство с Никитой – осознанный выбо­р. Режиссер видел в роли исклю­чительно Никиту. Я говорила: «Ваня, мы с ним только что сыграли в фильме пару». Но он сказал: «Неважно. Чувствую, что этот выбор правильный». Чтобы сыграть парня, которого никому не хочет­ся играть (потому что очень сложно), и столкнуть зрителя с определенным триггером, Никита соединился со своими теневыми сторонами, как это психотерапевты называют. Это большая актерская рабо­та. У меня есть версия, что артисты, когд­а играют отрицательных героев, много жестокости, агрессии, на самом деле вычищают это из своей собственной жизни.

– Ваша героиня во многом винит себя, даже как-то жестоко наказывает. А вы когда-нибудь проходили через период самонеприятия?

– Мне кажется, я в принципе, как человек рефлексирующий, довольно час­то ставлю под сомнение все, что делаю. В данном смысле у меня никогда не бывает кани­кул, к сожалению. Иног­да это мешает. Я склонна постоянно анализировать переживания, иногда обес­ценивать. Никогда не бываю довольна собой. Никогда. То есть случаются какие-то вспышки, когда получаю удовольствие. Обычно тогда, когда огромная работа сделана, фильм закончен. Это самая сладкая неделя, думаешь: «Я сделала что-то очень хоро­шее, что-то большое». Но через семь дней орга­низм восстанавливается, и начинается: «Так, а хорошо ли я это сделала?» Вообще, пожелала бы людям учиться отпускать, не грызть себя, потому что неврал­гический фон може­т при­вести к обсес­сивно-ком­пуль­сивному расстройству. Надо научить­ся рас­слабляться. Хорошо бы не только актерам, а всем доверять процессу, надеяться на Вселен­ную.

– Вы сильная девушка? Сможете постоять за себя?

– Я боец по натуре, но внутри довольно хрупкая и чувствительная, очень эмпатична. Могу, находясь в поле человека, который излу­чает какие-то чувства, абсолютно весь спектр его переживаний ощутить. Поэто­му делаю серьезный упор в своем развитии на выстраивании границ. Насколь­ко важно сегодня очерчивать их не только в контакте с другими людьми, но и в информационном пространстве? Я, например, отписалась от всех телеграм-каналов, потому что не могу читать новости, они меня разрушают. Когда очистила свое поле, поняла, что таким образом приняла решение просто не губи­ть себя. И пришла новая энергия, созидательная. Вселенная учит меня, что за все в своей жизни в итоге ответственна я. То, какой мир создаю вокруг себя, – тоже мой выбор.

– Никогда не было желания обучиться приемам самообороны?

– Я занималась боксом. Находилась на этапе, когда хотелось ощущения самости. Моя внутренняя суть звучала как «я могу все». Но пришла в зал, начала заниматься и услышала внутри: «Не хочу никого бить». Сняла перчатки, пошла домой и поняла, что больше на бокс не хожу. Вид спорта – это твой внутренний самонастрой.

То есть сейчас вы никого не готовы ударить и тем более нокаутировать?

– Я и не планировала, как мне казалось. Это была бессознательная самооборона. Я в принципе человек ненасилия, против выяснений чего-то. Даже наш фильм о том, что агрессия порождает еще большую агрессию. Всегда есть выбор – ударить или уйти. Но если ты в стойке обороняешься, транслируешь это в мир, обязательно найдется тот, от кого надо защищаться. А если внутренний сигнал – созидание, совсем другие люди окружают.

– Как вы относитесь к мистике, сказаниям, обрядам?

– С интересом. Но в них можно уйти. Знаю людей, которые заменяют собст­венную реальность, погружаясь в тему, застревают. Но если относиться по-иному: есть что-то древнерусское – очаровывающее, – будет интересно. Уверена: женщина может создавать любую действительность вокруг мужчи­ны, вокруг себя, семьи, профессии. Чем выше мы в своих вибрациях, чем больше отдаемся природе, тем сильнее духом становимся. Женщины своим полем, если собираются с другими сильными по духу барышнями, могут творить миры, влиять на настоящее и умножать свою мощь. Мы с подругами в это верим.

Кадр из фильма «Сестры»

– С вами когда-нибудь происходили необъяснимые события?

– В моей жизни постоянно случаются чудеса. Я удивляюсь: время меняется, ускоряется, и я уже дошла до такой странной событийной реальности. Мне достаточно о чем-то подумать – и оно мгновенно воплощается. Меня это пугает, и я очень слежу за тем, что говорю.

– А вдруг вы какими-нибудь способностями обладаете? Может, работая над фильмом, раскрыли в себе что-то неординарное?

– На съемках не раскрыла, но я обладаю большой чувствительностью и интуицией. Это не просто моя черта. В последнее время работаю с режиссерами, которые чувствуют веяние времени, могут предсказать. Это дар большого художника, но и человеческий фактор есть. Последние картины настолько созвучны сегодняшней действительности! Как моя героиня может так ощутить себя, в принципе аналогию провести с нынешним миром? У нас есть художественный прием: коридор, который все время сужается от начала ленты к концу. Не все заметят, но эта деталь создает чувство клаустрофобии. Так же можно чувствовать себя в наши дни.

Весной вам исполнилось 30 лет. Волновались?

– Мне повезло: я не ощущаю возраста. Знаю, что многих людей он беспокоит. Внутренне чувствую себя даже не молодой, а подростком, что ли. С одной стороны, вижу себя мудрой, сильной, взрослой женщиной. С другой, есть внутри и огромное любопытство, мне все интересно, я исследователь. Поэтому всегда чувствую себя молодо. Но, когда исполнилось 30, пришло ощущение разделения на до и после. Очень изменился образ жизни. Начала следить за внутренними ритмами. Теперь рано иду спать, хотя всегда была человеком, который ложится в три ночи. Ночной житель: я все время что-то читала, смотрела.

– Начали заботиться о себе?

– Да. Это стало основополагающим.
«Вечеринка? Нет, спасибо. Я пошла спать».
Я не готова потерять день из-за нее. Перестала курить. Прост­о ушло, никогда не планировала этого. Почувствовала себя наконец-то целостным, взрослым человеком. Все что-то искала, сравнивала себя с другими людьми. Это неправильно – сравнивать себя с кем-то. Поняла, что настало мое время: у меня есть опыт, навыки, которые буду развивать, куча желаний.

– Как отметили и что стало лучшим подарком?

– У меня появилась новая традиция. Есть очень классный терапевт, которая работает именно с женщинами. Мы проводили с ней банную терапию, красивый ритуал. Она хорошо разбирается в древних русских традициях и рассказала, что издрев­ле день рождения был днем, который предназначен только для самого человека, никого нельзя было даже видеть. Я посмотрела на него совсем по-другому. В день рождения человек находится в самой слабой энергетической точке. Ему нужно проделать две ра­боты. Во-первых, очиститься и отпустить все, что случилось в прошлом году, – то, что его разрушает. А во-вторых, поблагодарить за все хорошее, что было в этом году, за всех людей, за события. Плюс загадать план на будущее. Впустить в себя год максимально достойно. Провела такой эксперимент: решила отметить одна. Получилось незабываемо – лучший день рождения в моей жизни! Я никогда не чувствовала себя такой счастливой и наполненной. После бани взяла билет на «Сапсан» и поехала в любимый Пе­тербург. Там встретилась с минимальным кругом друзей – было три человека. Мы очень спокойно поужинали в тихой красивой компании. Самое интересное: я не поднимала телефон. Это роскошь – не дергаться весь день, не говорить, не отвечать на звонки. Принимать поздравления классно, если есть ресурс. Но я себя в день рождения чувствую опустошенной. И я от многих подобное слышала.

– Расскажите про съемки фильма Майкла Уинтерботтома «Земля обетованная» в Италии, откуда вы недавно вернулись. Как попали в проект и какие остались впечатления?

– Я уже закончила сниматься, прошла огромный путь длиною в восемь месяцев. Картина на крайне интересную тему – возникновение государства Израиль в Палестине 30-х годов. Главная героиня, которую я играю, – Шошана Борохов, реально существующая девушка, жившая в Тель-Авиве, дочь очень известного сиониста, социалиста Бера Борохова. Она влюбилась в британского солдата. Тогда Палестина была британской колонией, как и множество других государств. Такая история Джульетты, которая должна выбирать между своим предназначением и мужчиной.

– Успели увидеть Италию? Где проходили съемки?

– В регионе Пуглия, городе Остуни – это юг страны, очаровательное кине­матографичное место, старая Италия, похожая на Тель-Авив, на Иерусалим. Сказочная историческая атмосфера в городе, словно в декорациях находишься. Мне очень понравилось. Обычно я тяжело расстаюсь с домом, люблю Москву, Петербург, когда в прошлом году уезжала сниматься в Германии, было непривычно. Но Италия – это другое. Очень теплые люди, и у них философия красивой жизни –вкусная еда, архитектура… Я в восторге.

– В «Сестрах» вы играете маму маленького мальчика. А в жизни задумываетесь о детях? И вообще, как считаете, есть ли какое-то правильное время, когда нужно становиться родителями?

– Считаю, для каждого оно свое. Мне исполнилось 30, и, поскольку мировоззрение меняется, думаю, что это десятилетие может ознаменоваться переменами в личной жизни. Я хочу детей, отношусь к ним с радостью, трепетом. Просто всему свое время. Знаю женщин, у которых и после 40 лет появлялось двое малышей, и это был момент, когда они готовы. Вселенная очень мудрая, она всегда посылает нам наше в нужное время.
Ирина Старшенбаум

Родилась: 30 марта 1992 года в Москве 

Образование: Московский государственный университет 

печати имени И. Федорова 

(факультет «медиабизнес 

и связи с общественностью»)

Карьера: снялась в таких фильмах и сериалах, как «Притяжение», «Калиманджара», «Лето», 

«Т-34», «Вторжение», «Содержанки», «Учителя», «Шерлок в России», «Джетлаг», «Инсомния», «Медиатор», «Надвое», и других 
Анжелика БЕЛОВА (специально для «ЗН»),

Фото Анны Богод
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter