Ирина Мазуркевич

Актеры советского кино
В воскресенье в 12.15 на Первом канале мы увидим «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»

Историю любви петровских времен поставил известный сюжетник советского кинематографа Александр Митта. Друзья называют кинорежиссера еще и голливудчиком, за его страсть к «навороченным» трюкам в фильмах–катастрофах. Упоминают в первую очередь советский кассовый фильм «Экипаж». Безусловно, у известного мастера много и иных заслуг, но сейчас речь не об этом.

Очередная страничка «Актеры советского кино» расскажет о нашей землячке, заслуженной артистке России Ирине Мазуркевич, которая летом этого года отметит в Санкт–Петербурге, в театре, свой юбилей.

Теперь о фильме, который вышел на советский экран в 1976 году. Сюжет картины «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» напичкан историческими фактами, и авторы обыграли их, надо сказать, с большим юмором. Без злобы. Однажды царю Петру I был подарен маленький чернокожий принц, которого отправили во Францию за образованием. Вернувшись с приключениями из Парижа, на одном из балов арап влюбился в дочь богатого и необразованного дворянина Наташу. Словом, это обстоятельство изменило отношение к арапчонку всего царского окружения и самого Петра I. Но государева опала только повод для поиска истины...

Миловидная барышня в белокурых кудряшках, Наташа, — вторая кинороль Ирины Мазуркевич. Критики заговорили о ней после дебюта в картине «Чудо с косичками». Роль гимнастки Тани Малышевой, прототипом которой была наша знаменитая Ольга Корбут, была исполнена начинающей актрисой очень достоверно. Впрочем, здесь сыграло и то, что наша девушка не понаслышке знала об этом виде спорта. Так, некоторые упражнения в фильме Ирина выполняла сама, в детстве будущая актриса восемь лет занималась гимнастикой в родном Мозыре. Стройность и осанка сохранились до сих пор, между прочим, не только благодаря спорту. В этом деле большую роль играет и наследственность, Ирина говорит, что «пошла в бабушку — энергичная, сухощавая, подвижная».

Из Мозыря Ирина уехала в 15 лет, она поступила в Горьком (ныне — Нижний Новгород) в театральное училище. К слову, из четырех подружек, с которыми она поступала, повезло только Мазуркевич. Именно в Горьком Ирине и улыбнулось счастье дебютанта: ассистент режиссера спортивной драмы «Чудо с косичками» обратил внимание на маленькую симпатичную стройную девчушку с большими глазами.

Чуть позже Александр Митта, казалось, пересмотрел всех школьниц и первокурсниц Москвы в дублях и все никого не мог подобрать. Пишут, что выбор на Ирину пал благодаря Владимиру Высоцкому, к которому режиссер обратился с вопросом, с кем бы он хотел сниматься. Вот так семнадцатилетняя девушка после первого курса попала на съемочную площадку к звездам первой величины: Алексею Петренко, Владимиру Высоцкому, Валерию Золотухину.

Однако, по признанию актрисы, до съемок она смутно представляла себе, с какими известными актерами ей придется играть. Когда Ирина поделилась со своей подругой, что ее партнером в фильме будет Высоцкий, та чуть дара речи не лишилась: «С кем? С самим Высоцким?!» Она принялась рассказывать Ирине, как он поет, какой он актер и т.д.

На деле же выяснилось, те самые великие актеры оказались очень простыми в общении людьми. Легенда гласит, что Владимир Высоцкий запретил юной героине называть себя по имени–отчеству. И предложил: «Да зови меня просто Володя». Юная актриса очень понравилась Высоцкому. Это и предопределило их дальнейшие отношения. Подчеркну, дружеские отношения. «Конечно, мне было приятно и лестно его внимание. Володя водил меня к своим друзьям, знакомым, таскал по выставкам. Часто, уезжая к Кириллу Ласкари, оставлял меня в своей московской квартире. Садился ночью в машину, чтобы оказаться утром в Питере. Один. В то время в его квартире на Малой Грузинской шел ремонт, он делал сауну (которую так и недостроил). Я ночевала у него там среди кафеля. Все это было, но, к сожалению, к сожалению...» — вспоминала актриса.

В 1977 году Ирину после дипломного спектакля пригласили в театр Ленсовета, в то время там блистали Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский, Анатолий Равикович... Достойное предложение для выпускницы из Горького. Поначалу не обошлось без известных вечных интриг в театре, любовных историй, непристойных предложений со стороны руководства. И как итог за несговорчивость в определенных вопросах вместо первых ролей актриса получила место в массовке. В таких случаях говорят: ваш номер восемь в этой пьесе!

Впрочем, не будем грешить, этот период жизни начинающей актрисы был окрашен и другими эмоциональными красками. Она влюбилась. Актер Анатолий Равикович был старше ее на 21 год, к этому времени в театре играл уже возрастные роли. К тому же он был женат и растил дочь. Да и сама Ирина Мазуркевич была несвободна: из Горького в Ленинград она приехала вместе со своим мужем. В одном интервью актриса рассказала о времени, когда Анатолий активно ухаживал за ней: «Я не закатывала сцен, не ставила никаких жестких условий, просто жизнь сама диктовала каждый следующий шаг. Пока ничего не было решено, приходилось скрываться.

Мы целыми днями бродили по городу, подолгу ездили на трамвае, гуляли вдоль канала. Несмотря ни на что, это были очень счастливые дни. Толя мне, как Хоботов Людочке в «Покровских воротах», читал стихи. Мы говорили часами взахлеб обо всем». И так продолжалось почти 3 года.

В июле 1980 года они наконец–то расписались в ЗАГСе и отметили сие событие на квартире у Алисы Бруновны Фрейндлих, так как молодым в буквальном смысле просто некуда было приглашать гостей. А на следующий день умер Владимир Высоцкий. Закончилась одна светлая страница в биографии актрисы.

В браке Равикович — Мазуркевич родилась дочь Лиза. Известно только, что по стопам родителей она не пошла, работала на телевидении в Санкт–Петербурге.

Первоначально в кино дела у Ирины вроде бы складывались прекрасно: роль Патриции в музыкальной комедии «Трое в лодке, не считая собаки», где снимались такие звезды кино, как Андрей Миронов, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Лариса Голубкина, Зиновий Гердт. Затем последовала роль дочери провинциального трагика Бубенцова в картине Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Позже — яркие роли второго плана в фильмах Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо» и «Ты у меня одна». В театре молодая красивая актриса с веселым звонким голосом запомнилась и полюбилась зрителям. Режиссеры ставили на нее спектакли.

Впрочем, Ирина Мазуркевич не рассказала прессе, почему же она перешла в 1988 году в Театр комедии имени Н.П.Акимова. Конфликт, если он был, остался «за кадром». А позже, в середине 90–х, когда не было работы ни в театре, ни в кино, когда уже не было Советского Союза, она садилась за руль своей машины и банально «бомбила». А чтобы не узнавали пассажиры, надевала темные очки. Заработка хватало на еду. Но этот период — в прошлом.

В настоящее время Ирина Мазуркевич служит в Театре комедии им. Н.П.Акимова. На сайте театра узнала, что она занята в спектаклях «Средство Макропулоса», «Хочу сниматься в кино», «Виндзорские проказницы», «Деревенская жена». А в кино Ирина Мазуркевич снимается, увы, редко. Сериалы творческого удовлетворения не приносят.

Впрочем, наша известная землячка, выражаясь метафорично, держит руку на пульсе: «Я вообще всю жизнь стараюсь учиться. И даже хожу на спектакли в студенческий театр, чтобы знать, каким видится современный театр нашей молодежи».

Подробности

О спектакле в Минске

«В Мозырь я уже не езжу. Там сейчас у меня никого из родных не осталось. Но вот на один из минских спектаклей приехала целая команда мозырян. Они дождались, пока я отработаю, и пришли за кулисы. Нас связывало только то, что мы учились в параллельных классах. Кто–то из этих ребят уже живет в Минске, двое — в Барановичах. Кто–то приехал из Мозыря. Три часа мы проболтали, вспомнили все, что только возможно. И я была настолько рада этим простым и дорогим для меня людям. Муж, наблюдавший за этой встречей, сказал, что не поверил бы, если бы кто–то рассказал ему, что такая чувственность, близость давно уже далеких людей возможна. А я, сама не знаю почему, когда приехала из Минска, будто на крыльях прилетела, без всякой усталости, какая–то новая, свежая, одухотворенная».

Факт

О личном, о женском

«Когда я была мало занята в нашем театре комедии, мы с мужем купили дом в деревне. Я его отремонтировала, посадила цветы. Мое последнее увлечение — компьютер. Купила принтер, сканер, завела почтовый ящик в Интернете. Мне интересно жить и вне актерской профессии! Но самое главное для женщины — это иметь семью. Если у нее все в порядке со здоровьем, обязательно захочется и мужа, и уюта, и ребенка.

Многие режиссеры, особенно раньше, любили повторять, что всего себя актер должен отдавать сцене. Это очень эгоистическая позиция, потому что режиссеры берут актера, используют его, а потом увлекаются новыми, свежими лицами. И что остается у актрисы к сорока годам? Ничего!»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter