С Ирана сняты международные санкции

Иран: жизнь после санкций

Главной новостью прошедшей недели, безусловно, стал доклад МАГАТЭ, открывающий дорогу снятию международных санкций с Ирана в связи с его ядерной программой. Напомним, переговоры по иранскому ядерному досье начались в 2004 году, после того как страны Запада обвинили Тегеран в осуществлении программы, направленной на получение обогащенного урана для военных целей. В 2006—2010 годах со стороны США, ЕС и ООН в отношении Тегерана было введено несколько пакетов санкций. Итогом долгих и сложных переговоров, которые с Ираном вела шестерка международных посредников, стало принятие в 2015 году Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе.


В соответствии с достигнутыми договоренностями Иран должен отказаться от производства оружейного плутония и сократить запасы обогащенного урана до 300 кг, а также переоборудовать свои ядерные объекты исключительно для использования в мирных целях. Кроме того, в течение 25 лет иранские ядерные объекты будут инспектироваться экспертами МАГАТЭ, и в случае нарушения договоренностей санкции против Ирана могут быть восстановлены.

При этом ряд ограничений в отношении этой страны по-прежнему сохраняется: оружейное эмбарго – в течение 5 лет, запрет на поставку технологий баллистических ракет – в течение 8 лет.

Новость о том, что Иран выполнил требования Совместного плана действий, встретила положительную реакцию по всему миру. Ведущие международные игроки, включая ЕС и США, начали процедуру снятия санкций.

Для самого Ирана успешная реализация договоренностей по ядерной программе также является хорошей новостью. Во-первых, это будет способствовать снятию международной напряженности и улучшению политического имиджа страны, репутация которой из-за ядерной программы была весьма неоднозначной как в глазах Запада, так и соседей по Ближнему Востоку. Во-вторых, снятие санкционного давления должно благотворно сказаться на иранской экономике, испытывавшей серьезные затруднения из-за введенных ограничений.

Однако наибольший интерес вызывают перспективы возвращения Ирана на мировой рынок энергоносителей. Возвращение столь серьезного игрока становится головной болью для основных конкурентов, в первую очередь для Саудовской Аравии, являющейся главным его противником на Ближнем Востоке как в экономической, так и в политико-идеологической плоскости. Возможное усиление экономических и геополитических позиций Ирана является плохой новостью для Саудовской Аравии и может подогреть ирано-саудовский конфликт, пока остающийся на уровне словесной риторики и непрямого военного противостояния в разных регионах Ближнего Востока. По мнению ряда экспертов, наблюдаемый в последнее время обвал цен на нефть стал следствием целенаправленного демпинга Саудовской Аравии, цель которого – максимально ослабить позиции Ирана при возвращении на энергетический рынок.

Впрочем, если для нефтедобывающих стран появление серьезного конкурента – проблема, то для потребителей энергоресурсов, напротив, новые возможности. И в этой связи Иран наверняка будут пытаться подключить к масштабным проектам в энергетической сфере. В первую очередь в этом заинтересован Евросоюз, давно проводящий политику диверсификации поставок энергоносителей. Поэтому весьма вероятно, что в ближайшее время могут быть попытки реанимировать трубопроводные проекты типа «Набукко» с целью загрузить их иранским энергетическим сырьем. Впрочем, тут могут возникнуть трудности из-за непростых отношений Ирана и Турции, которая является неизбежной страной-транзитером в подобного рода проектах.

Эксперты ожидают возможного охлаждения отношений между Тегераном и Москвой. В период санкций российско-иранские отношения были, скорее, союзническими. Можно сказать, что Россия выступала «адвокатом» Ирана в ходе переговоров по ядерной программе, активно развивалось российско-иранское военно-политическое сотрудничество. В ходе сирийского конфликта Россия и Иран также оказались по одну сторону, противостоя радикальному суннитскому фундаментализму. Однако с ослаблением санкций экономические и геополитические интересы двух стран могут столкнуться. Это может быть связано как с участием Ирана в энергетических проектах, ослабляющих позиции России, так и с конкуренцией в бассейне Каспия. 

Вместе с тем снятие санкций вряд ли существенно улучшит отношения Ирана с ведущим мировым игроком – США, которые в своей ближневосточной политике традиционно опираются на враждебные Ирану Саудовскую Аравию и Израиль. Начав процедуру отмены санкций по ядерной программе, США практически сразу же ввели санкции в связи с иранской ракетной программой, тем самым давая понять, что по-прежнему смотрят на Иран как на своего противника на Ближнем Востоке.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter