Инвестиции заморожены в... фурах

Подписан меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ). Речь идет о развитии автотранспортных перевозок между Азией, Европой и основными мировыми рынками через территорию нашей страны.

Емкий рынок Агропромышленного объединения Беларуси, России и Казахстана подталкивает к созданию транспортно-логистических центров.

Подписан меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ). Речь идет о развитии автотранспортных перевозок между Азией, Европой и основными мировыми рынками через территорию нашей страны.

По статистическим данным, протяженность белорусских трасс общего пользования составляет сейчас 85 тысяч километров, из которых почти пятая часть приходится на международные и республиканские дороги. По этим трассам проходит почти 3 миллиона машин, большая часть которых с белорусскими номерами. Кстати, по уровню автомобилизации мы обогнали все страны СНГ и даже Польшу. Каждый год мы принимаем десятки тысяч авто из-за рубежа, и гостям нравится качество нашей дорожной сети.

Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Иван Щербо говорит, что документ определяет основные концептуальные положения, требующие совместных усилий государственного, а также частного партнерства для их реализации. Особое значение такого сотрудничества возникает в условиях создания Таможенного союза и формирования на постсоветской территории единого экономического пространства.

Меморандум призван структурировать подходы и основные направления работы, подчеркнул генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта Мартин Марми. Его значение обусловлено тем, что Беларусь находится в центре двух крупных регионов — Азии и Европы — и является мостом, который связывает их торговые отношения.

Сферу грузовых автомобильных перевозок в Беларуси в какой-то мере можно считать образцовой. Состоящая на 98 процентов из частных компаний, она не получает ни рубля бюджетных вливаний. Между тем свой вклад в экономику вносит исправно, да еще и в валюте. В прошлом году международные автомобильные перевозчики грузов экспортировали услуг почти на 620 миллионов долларов, что почти на 40 процентов превысило уровень 2009-го.

Но сегодня страны Таможенного союза используют транзитный потенциал не в полной мере. На это неоднократно обращал внимание и председатель отечественной Ассоциации автомобильных перевозчиков «БАМАП» Николай Боровой. И причин здесь несколько…

Во-первых, налоговые системы трех стран отличаются как по составу налогов, ставкам, так и по налогооблагаемой базе. По мнению аналитиков, самое либеральное налоговое законодательство в Казахстане. Не устраивают, прежде всего белорусскую сторону, ставки социального налога, которые сегодня платит наниматель. Например, у нас это почти треть от фонда оплаты труда, а в других странах гораздо ниже. НДС, или косвенные налоги, — третья острая тема.

Пока не в полной мере обеспечена и конкурентоспособность транспортных коридоров. Скорость движения автомобиля по территории Таможенного союза в среднем составляет примерно 280 километров в сутки, в то время как западные перевозчики обеспечивают пробег в 800 километров. Во многом по этой причине затягивается и время осуществления товарообменных операций.

— Мы с таким трудом ищем инвестиции, а они заморожены в кузовах грузовых автомобилей, — заметил Николай Боровой.

При создании Таможенного союза единое транспортное пространство приобретает особое значение. В первую очередь, это свободное перемещение как сырьевых ресурсов, так и производимых в наших странах машин и оборудования, в том числе и для нужд села.

Агропромышленный рынок уже сегодня требует унификации существующих барьеров, в том числе в сфере санитарного и другого контроля. Документы, удостоверяющие качество в одной из стран, должны признаваться на всей территории Таможенного союза. А это значит, что на корню рубятся предпосылки для возникновения молочных или мясных конфликтов, как это было ранее между Россией и Беларусью. Емкий рынок на таких больших территориях будет также подталкивать производителей к созданию современных транспортно-логистических центров, к пересмотру и оптимизации работы товаропроводящих сетей.

Важно и то, что отсутствие таможенных границ облегчает торговлю продуктами питания, имеющими ограниченные сроки хранения. Ведь только в Казахстан в этом году поставки белорусской сельхозпродукции планируется удвоить, и любая непредвиденная задержка — это конкретные деньги.

Безусловно, гармонизировать аграрную политику трех стран поможет и создание Агропромышленного объединения, первый съезд которого намечен на начало октября. В объединение войдут все ведущие отраслевые союзы (молочные, мясные, зерновые и т. д) России, Беларуси и Казахстана. И вопрос доставки грузов — один из основных. Стоит задача уже в ближайшие годы сформировать широкие транспортные потоки по направлениям Восток-Запад и Север-Юг. Тесные контакты с авторитетным и влиятельным МСАТ помогут наладить их доступность и эффективность для всех членов Таможенного союза.

 

До 2015 года в республике предусмотрено создание 50 транспортно-логистических центров. Только в столичной области их планируют построить 16 на площади в 400 гектаров. Первый в Беларуси транспортно-логистический центр «Минск-Белтаможсервис» уже работает на 17-м километре республиканской автомобильной дороги Р-1 Минск — Дзержинск.

         Уже сданы в эксплуатацию первые очереди современных комплексов — «БЛТ-Логистик», «Шате-М Плюс» и ООО «Двадцать четыре». Заканчивается строительство крупнейшего в стране транспортно-логистического центра в поселке Раков Воложинского района, ведется активная работа на объектах «ИнтерСтройПортал-Плюс» и «Прилесье». Подготовлена и проектная документация на возведение первого аграрно-пищевого торгово-логистического центра недалеко от Минска.

           Кстати, в Таможенном союзе такие центры могут получить статус свободной экономической зоны.

 

Справка «БН»

Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), учрежденный в марте 1948 года в Женеве, является организаций, представляющей интересы автовладельцев во всем мире. Через сеть национальных ассоциаций он защищает интересы операторов, занятых в междугородних автобусных и грузовых перевозках, а также операторов такси. Сегодня в составе союза 180 членов, представляющих 74 страны всех пяти континентов.

Действительным членом МСАТ с 1992 года является отечественная Ассоциация автомобильных перевозчиков «БАМАП», которая выполняет функции гарантийного объединения на территории нашей республики.

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter