Инвестиции в вывески

Об изобретательности чиновников в деле добычи нужных цифр в отчетах

На днях вечером раздался звонок в дверь. Никого не ждала. Визитером оказалась сотрудница разместившейся на первом этаже дома парикмахерской. «Подпишитесь, пожалуйста, что вы против замены обычной вывески нашего салона на световую». Пытаюсь сообразить: хотите поменять — ваше дело. А зачем мое мнение против? «Да не хотим мы ее менять, — показалось, что у нее уже мозоль на языке от однотипных объяснений. — Нас заставляют! Меняйте, говорят. А расходы запишете как инвестиции в развитие!»...


Не перестаю удивляться изобретательности чиновников в деле добычи нужных цифр в отчетах, которые не дают ровным счетом никакого качественного результата. Уже несколько недель кряду редакцию заваливают приглашениями на пресс–конференции инвестиционной тематики: в разрезе регионов, отраслей, отдельных предприятий. Понятно, идет подготовка к форуму во Франкфурте. Но для кого нынешний промоушн? Внутренний потребитель и так темой уже перекормлен. Отчеты однообразны и скучны. До внешнего она вряд ли дойдет. И тем не менее на одно из подобных мероприятий я пошла, но с запасом накопившихся неудобных вопросов.


Цифры, цифры, цифры. А ведь статистика — вещь хитрая. Слушаешь доклад и диву даешься: прирост инвестиций за 8 месяцев — 6,3 процента — миллиарды долларов. В белорусских рублях — триллионы. В сравнении с показателями соседей просто «инвестиционный рай». Но стоит напомнить докладчику о прогнозе на 2010 год (23 — 25 процентов) и поинтересоваться, не очередной ли провал, как тема оказывается совсем неторжественной.


Обильная арифметика хороша для документов. Стороннему наблюдателю интересна суть явлений. А она в том, что инвестиции у нас — это сплошь кредиты и займы. Ну да ладно. Методики позволяют учитывать и их. Важнее то, куда направляются деньги. Так вот в оборудование (читай — модернизацию) в этом году вложили меньше, чем в прошлом. Иностранного капитала мы привлекли 4,4 миллиарда долларов (включая очередной транш «Газпрома» за акции «Белтрансгаза» и кредит от МВФ — то есть заслуга не этого года). А где реальные проекты? Более года назад принят Декрет Президента № 10 — для инвесторов созданы все условия. Местные власти получили больше свободы для принятия решений. Где очевидные перемены? Президент постоянно заостряет внимание на проблеме. В Послании народу и Парламенту он предупредил, что «любой сигнал о не решении того или иного вопроса по инвесторам будет восприниматься как саботаж». И привел просто классический пример компании «Кейсон». У инвестора ушло около двух лет только на согласование инвестиционного договора. А ведь мог бы уже работать. С пользой и для себя, и для страны.


Вот мне, например, очень любопытно, где бурная деятельность Национального инвестиционного агентства? Эта структура сложной судьбы пережила в этом году уже и не вспомнишь какую по счету реинкарнацию. Опять анонсировался ее взлет, сопровождаемый нескончаемым потоком капиталов в страну. Пока тишина. Говорят, агентство плотно занимается подготовкой к Белорусскому инвестиционному форуму, который пройдет в ноябре в германском Франкфурте–на–Майне. Что ж, будем ждать результатов и контрактов. И будем надеяться на более весомые итоги, нежели один проект после Лондонского форума.


Возможно, отнюдь не дешевые зарубежные презентации имеют другую цель? Говорят же: имидж — все. С этим можно согласиться. Сняла с полки рабочие материалы одного из региональных инвестиционных форумов. Они в последнее время в областях проводятся довольно регулярно. В руках каталог «Инвестиционные проекты 2010». Прекрасная полиграфия, бумага, картинки и даже мини–диск. А вот некоторые проекты. Например, «Доразведка месторождения и строительство развитой инфраструктуры производства материалов»: стоимость — не определена, потребность в инвестициях — не определена, срок реализации — не определен, срок окупаемости — не определен, бизнес–плана нет. Это можно назвать инвестпроектом? На что должен клюнуть потенциальный инвестор? Или еще: «Строительство оздоровительного и культурно–развлекательного центра с водными аттракционами и зонами отдыха». Точно определена сумма вложений — 14 миллионов долларов, даже срок окупаемости указан. А бизнес–плана нет. Откуда цифры? И так составлены практически все предложения, которые больше похожи не на деловые проекты, а на «дайте денег». И почему–то перестаешь этому удивляться, когда видишь, что ответственными за их составление значатся начальники экономических отделов райисполкомов, а то и рядовые специалисты.


А планы по инвестициям на очередную пятилетку опять заявляются грандиозные. А может, стоило бы все–таки чуть–чуть притормозить и разобраться с сегодняшним инвестиционным провалом, прежде чем обещать новые высоты? Объяснить — как так получилось, что впервые зафиксирован отток капитала? Почему из страны ушло почти на 135 миллионов долларов больше, чем поступило? Или каждую парикмахерскую обяжем обзавестись световой рекламой, каждую аптеку — поменять прилавки, сапожников — обновить точила, швей — запастись иголками, а дворников — купить новые метлы? Глядишь, и наберем нужную цифру. А разве в этом задача?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter