Для прорыва промышленным предприятиям необходимо активнее повышать квалификацию своего персонала

Инвестиции в человеческий капитал

Развитие экономики невозможно без трансформации самого широкого спектра общественных и социальных процессов. И образование — одна из важнейших сфер, которая в идеале должна коррелироваться с экономической динамикой. Подготовка кадров и экономика теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Если реальный сектор не генерирует рабочие места, соответствующие квалификации и ожиданиям специалистов, то можно столкнуться с оттоком кадров в страны, в которых эти запросы удовлетворяются. Если образование не успевает за инновационными волнами и модернизацией, то снижается эффективность инвестиций в новые производства. Словом, баланс ожиданий и потребностей работодателей и квалификации претендентов — очень тонкая, но необходимая составляющая устойчивого развития страны. Очевидно, что в свете фрагментации глобального мира акцент в национальных экономиках сконцентрируется (и это уже происходит) на развитии собственного эффективного и качественного промышленного производства. И наличие подготовленных кадров является обязательным условием индустриального суверенитета. О подготовке специалистов рабочих и технических профессий, взаимодействии с реальным сектором и формировании эффективной системы повышения квалификации работников поговорили с ректором Республиканского института профессионального образования (РИПО), кандидатом педагогических наук Валерием Голубовским.

Об обеспечении рабочими кадрами

— От системы образования зависит многое в насыщении экономики кадрами, но далеко не все. Есть объективные причины, на которые учебные заведения никоим образом не могут повлиять. В первую очередь — демографические факторы, которые воздействуют на экономические и общественно-социальные процессы в стране.

В 2010/11 учебном году, по данным Белстата, в системе профессионально-технического образования обучалось 106 тысяч человек по рабочим специальностям. А в 2020/21-м их численность снизилась приблизительно до 60 тысяч. Аналогичный тренд и в среднеспециальном образовании. За те же десять лет количество обучаемых уменьшилось с 167 до 110 тысяч человек. Можно сослаться на снижение привлекательности технических и рабочих специальностей. Но в высшем образовании за тот же период количество студентов упало с 442 до 248 тысяч. Это происходит в силу снижения рождаемости в 1990-х — начале 2000-х. В 2012 году было зафиксировано наименьшее количество учеников в средних школах — 928 тысяч человек.


Беларусь объективно вошла уже во второй демографический переход, когда первые дети в семье появляются все позже, снижается общая рождаемость, происходят процессы урбанизации. Все эти факторы сжимают базу абитуриентов. И на это система образования никак не способна повлиять. Мы можем качественно обучать больше молодых людей, но где их взять?

Объективную ситуацию должен учитывать реальный сектор, выдвигая по крайней мере количественные требования к системе образования. А если говорить про качественные, то мы гибко готовы реагировать на потребности и заказ реального сектора. Но наши индустриальные партнеры должны уметь прогнозировать потребность в квалификации кадров хотя бы на среднесрочный период. А удовлетворить спрос в части уровня квалификации кадров наша система образования, на мой взгляд, способна.


В стране есть хорошая инфраструктура для профессионально-технического образования. Благодаря политике Президента и Правительства не продано из государственной собственности ни одного здания, ни одной мастерской. Если некоторые учреждения образования по тем или иным причинам закрывались, то их материальная база продолжала использоваться для решения национальных задач. Есть устаревшее материально-техническое обеспечение для подготовки специалистов рабочих специальностей. Не скрою: наряду с современным оборудованием, стоят и универсальные станки 1980-х годов. С точки зрения производства они уже давно морально устарели и, мягко говоря, неэффективны в современном производстве. Но для обучения, на мой взгляд, они необходимы. Токарные, фрезерные универсальные станки дают понимание процесса металло­обработки, законов физики, по которым они протекают. Эти базовые знания и навыки необходимы станочнику. Да, потом он будет писать программы для станков с ЧПУ, но одновременно и понимать весь процесс производства, а не просто являться дополнением к умному станку.

Нужны ли столь глубокие знания с точки зрения выполнения функциональных обязанностей на производстве? В узком смысле — нет. Но обучение каким-то узкоспециализированным навыкам — это еще не образование. И это не главная его цель. Образование дает молодому человеку широкий спектр и общих, и специальных знаний, базис не только для трудоустройства на конкретное рабочее место, но и для дальнейшего развития себя и как личности, и как профессионала. А это очень емкий процесс. Кажется, зачем станочнику литература? Но риторика, умение грамотно, четко, красиво выразить свою мысль развивает нейронные связи мозга. Гуманитарные науки дают основу для полноценной интеграции молодого человека в социум. Базис в технических дисциплинах открывает возможности для последующего роста, создает предпосылки для повышения квалификации, уровня образования, стимулирует самостоятельное развитие специалиста. А в целом — реализацию концепции обучения через всю жизнь, о которой сегодня так много говорят. Поэтому сводить учебные программы к решению каких-то узких тактических задач нецелесообразно стратегически и опасно в принципе. Если, конечно, признать за факт, что образование готовит не просто специалистов, а формирует мировоззрение по широкому спектру и готовит граждан, а не представителей тех или иных специальностей. Верный способ поработить любую страну — развалить в ней систему образования. По большому счету это чуть не произошло в 1990-х. Важно понимать, что именно политическая воля Президента позволила выровнять ситуацию.

О планировании и прогнозировании

— Образованию объективно необходимо 3—4 года, чтобы насытить рынок, если появился спрос на новую специальность. Уверен, что предприятия могут прогнозировать свою потребность в работниках и профиле их специализации на этот период. При качественном бизнес-планировании компания просматривает на пятилетку вперед свои рынки сбыта, под них формирует производственные планы, определяет бизнес-процессы, необходимые ресурсы — оборудование, кадры, их квалификацию. Да, нам приходится жить в объективной реальности дефицита людей в трудоспособном возрасте. Очевидно, следует замещать труд капиталом: проводить модернизацию и внедрять более производительное оборудование. И директор, планируя технологическое перевооружение, должен прекрасно понимать, что пять станков с ЧПУ заменят 20 универсальных. Тогда ему нужно в четыре раза меньше рабочих, но более высокой квалификации. И уже на стадии разработки инвестиционного плана логично подумать про кадры: привлекать новых работников или повышать квалификацию имеющихся. Естественно, продумывать и социальный аспект, чтобы после модернизации не появились нетрудоустроенные, «лишние» люди.


Если недостаточно людей, чтобы обеспечить все производственные процессы, надо проанализировать, возможно ли повысить эффективность внутренних ресурсов предприятия. Например, оператора-станочника переподготовить до уровня наладчика, и он будет выполнять две функции. По такому пути идут наши передовые флагманы. Например, «Пеленг», «Амкодор», МТЗ. Они лидеры и задают тренд в отрасли.

Тренд профессионального образования — в опережающей подготовке кадров. Поэтому мы плотно сотрудничаем с нашими локомотивами, чтобы получить от них сигналы о тенденциях в каждой отрасли. Тренды просматриваются. Точное земледелие в сельском хозяйстве, смарт-фабрики, внедрение систем автоматизации и роботизации в промышленности, проектирование цифровых зданий в строительстве и так далее. По этим направлениям устремляется система образования. Вместе с предприятиями мы проводим функциональный анализ новых специальностей: определяем укрупненные функции, потом раскладываем их на трудовые функции, каждая из которых раскладывается на трудовые действия. Это и есть структура профессиональных стандартов, которые разрабатывают представители реального сектора экономики и утверждает Министерство труда и социальной защиты. На основе профстандарта необходимо разработать образовательный стандарт, под него сформировать учебно-програм­мную документацию, организовать обучение. На все эти действия необходимо определенное время. Но системный подход продемонстрировал свою эффективность. Как более динамично реагировать на запросы рынка? Как только появляется новая технология или оборудование, проводим функциональный анализ, закладываем его результаты в образовательный стандарт и учебные планы. Пока идет процесс утверждения профстандарта, мы уже закладываем новые требования в образовательный процесс, расширяем существующую специальность либо создаем новую.

Об управлении персоналом

— Для эффективного развития кадрового потенциала необходимо, чтобы на предприятиях были не отделы кадров (принял, уволил, оформил все необходимые по законодательству документы), а службы управления персоналом. Они должны заниматься планированием и прогнозированием потребности в кадрах и их квалификации, тесно взаимодействовать с системой образования в части подготовки новых специалистов, формировать программы переподготовки и повышения квалификации. Необходимо стратегическое видение. В том числе с точки зрения привлечения кадров.

Точно никто не знает, о чем мечтает современная молодежь. Многие из них уже цифровые аборигены, предпочитают работать с программным обеспечением, а не руками. Однозначно новое поколение по сравнению с предыдущим более прагматичное. И оно видит рабочие места другими глазами, хочет трудиться на современных производствах. Некоторые наши отрасли вошли в процесс модернизации, обновили оборудование, создали чистые современные цеха. И у нас набор на станочников сразу увеличился. Необходимо более активно использовать инструменты переподготовки и повышения квалификации. В развитых промышленных странах через повышение квалификации проходят от 40 до 70 процентов задействованных в экономике рабочих. И это делает не государство, а предприятия и отраслевые ассоциации, потому что все понимают, что и предприятия, и промышленный сектор должны развиваться, внедрять новые технологии. А для этого необходимо подтягивать квалификацию людей. В противном случае невозможно максимально эффективно эксплуатировать современные станки и оборудование. В Беларуси, согласно общей статистике, повышение квалификации проходит достаточно много сотрудников в промышленном секторе. Но значительная их часть — инженерно-технические работники. На мой взгляд, непосредственно рабочим специальностям не уделяется должного внимания.

А для этого в стране есть все условия и инфраструктура. Колледжи достаточно равномерно распределены по стране. И все занимаются в том числе повышением квалификации и переподготовкой по рабочим профессиям. В свое время было принято решение не создавать специализированные организации в системе Министерства труда, а использовать существующую инфраструктуру системы образования. Сегодня мы вышли на новый виток. За последние десять лет созданы 52 центра компетенций по различным видам экономической деятельности, в которых сконцентрирован очень хороший парк современного оборудования. Например, есть самые современные штукатурные станции, работе на которых можно обучать строителей. И их производительность значительно повысится. Компании могут покупать такие станции и внедрять у себя на производстве. Есть достаточно много достойных российских моделей, если импортные недоступны. Где взять деньги? Это вопрос стратегии и развития предприятия. Если их нет, то оно не сможет развиваться и его не спасет даже самый квалифицированный персонал. В 2024 году, который объявлен Главой государства Годом качества, необходимо переосмыслить свое отношение к тем традиционным подходам, которые были эффективны ранее. Для любой системы, будь то промышленный сектор или образование, свойственно наличие взаимо­связанных и взаимозависимых компонентов и технологий. Квалификация работников как из числа выпускников колледжей, так и из числа занятых в экономике, их производительность зависят от инвестиций в развитие их компетенций. Система образования — это не та сфера, на которой стоит экономить, так как сиюминутный экономический эффект может проявиться значительной угрозой через 5—10 лет в виде снижения уровня образованности нации, неспособной внедрять высокие технологии. В быстро изменяющемся мире выход из режима функционирования в режим устойчивого развития и экономического роста возможен только при понимании в обществе, в органах государственного управления, руководителями предприятий и учреждений образования, что финансирование системы образования — это не расходы, а инвестиции, которые преобразуют человеческий потенциал в человеческий капитал. А это, как мы понимаем, залог технологического суверенитета и национальной безопасности страны.


volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter