Инвестиции в будущее

Круглый стол по вопросам развития интеграционных процессов в Центральной Азии

Круглый стол по вопросам развития интеграционных процессов в Центральной Азии

В РИА Новости собрались ученые и журналисты, чтобы обсудить возможные векторы развития отношений России с Центральной Азией.

Председатель международного общественного Движения развития, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает, что пришла пора восстанавливать большую страну, и Евразийский союз – главный инструмент этого процесса. На днях он побывал в Таджикистане и привез из Душанбе уверенность в том, что сегодня наши страны находятся на новом этапе сотрудничества. У нас появилась возможность серьезно продвинуться в развитии интеграции на постсоветском пространстве и «начать лечить наши народы от последствий того, что Владимир Путин назвал крупнейшей геополитической катастрофой XX века, – распада СССР».

Юрий Крупнов сразу же предупредил, что расширение сотрудничества с Таджикистаном ни в коей мере не умаляет отношений России с другими странами региона, в частности с Узбекистаном, который подал заявку на приостановление членства в ОДКБ и теснее связан с государствами НАТО и США.

Казахстан, Туркменистан, Киргизстан также наши равноправные партнеры. Но, развивая с ними отношения на новом этапе, Россия должна инвестировать в экономику. Юрий Крупнов уверен: пока Россия  не начнет новую индустриализацию в Таджикистане, а вместе с ним и в Афганистане, не начнется новая индустриализация и в самой России. Вот почему Евразийский союз должен строиться на принципах совместного развития.

В Душанбе обсудили стратегию формируемого промышленно-индустриального «евразийского льва». «Мы, – пояснил Ю. Крупнов, – предлагаем совместное развитие и индустриализацию территории Таджикистана – за 4 пятилетки, 20 лет, инвестировать в его развитие 12 миллиардов долларов – помимо торгового оборота. Начинать надо с электрификации. Даже для Таджикистана с его гигантскими гидроэнергетическими ресурсами и запасами угля для тепловых электростанций первично развитие электрификации, электроэнергетики. Второе направление – развитие туризма, что потребует в 50 раз увеличить количество отелей, а это сложное современное производство, и создание новых индустрий, например киноиндустрии».

Отметая возможные обвинения «в разбазаривании денег российских налогоплательщиков», Юрий Крупнов подчеркнул: «Если я сегодня скажу – давайте вложим в тюменские болота 2–2,5 триллиона долларов, как это сделал Советский Союз, меня в психиатрическую больницу увезут. А мы все сегодня живем за счет инвестиций, которые сделал Советский Союз. За 20 лет у нас разучились понимать, что такое долгосрочные инвестиции».

Еще в 2005 году, когда у нас в неделю золотовалютные запасы пополнялись на 6–8 млрд долларов, Юрий Крупнов предлагал вложить их в развитие Центральной Азии. «Две недели заначки – и можно поднять Центральную Азию». Над ним смеялись…

Окупятся ли вложения России? Безусловно, уверен Ю. Крупнов: при нормальной рентабельности нормальных производств можно ожидать 10-20 процентов прибыли в год. При вложении серьезных инвестиций за 7–10 лет идет возврат, а затем прибыль. Проблема – в квалифицированных кадрах. «Поэтому мы, – пояснил Ю. Крупнов, – предлагаем открыть три профессиональных колледжа в Таджикистане и по 5 тысяч граждан Таджикистана ежегодно обучать в учреждениях среднего профессионального образования в России с обязательной отработкой в течение 3–4 лет. В Таджикистане, где ежегодно прибавляется по 140–150 тысяч населения, за 7 лет миллион, проблем с рабочими руками нет». «Я, – сказал Юрий Крупнов, – русский, православный из Нечерноземья, которое вымирает, а в Таджикистане уже думают, что делать с такими большими семьями. Но надо рассуждать не о том, чтобы у таджиков семьи были меньше, а о том, чтобы у русских они были такие же, как у таджиков. И государство должно это обеспечить».

Мы глубоко больны, считает Ю. Крупнов, и выздоравливать надо начинать с нас самих. «Мы развалили Советский Союз, поскольку посчитали, что нас объедают окраины, когда мы от них избавимся, обнимем трубу с нефтью и газом, то заживем счастливо. В итоге оказалось, что эту трубу обняло 5 процентов населения, они и зажили счастливо, а на всей территории бывшего Союза упадок всех параметров, а главное – качества жизни».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter