Инвестиции в благосостояние людей

Больше половины областного бюджета направлено на социальную сферуБудет развиваться экономика наших предприятий — будут и более стабильными успехи в социальной сфере. Финансовое благополучие бюджета зависит от того, насколько сумеют наши производства выйти на новый этап обновления и эффективности. О том, какие отличительные черты появились в этом году у бюджета Витебской области, наш разговор с председателем Витебского областного Совета депутатов Александром АТЯСОВЫМ.

— Александр Егорович, сегодня основные расходы областного и местных бюджетов связаны прежде всего с реализацией социальной политики в нашем государстве. Как распределяются инвестиции в социальную сферу Витебщины в этом году?

— 2008 год не стал исключением — мы по-прежнему львиную долю расходов областного бюджета отдаем на реализацию социальной политики. В общем объеме это — 63,5 процента, в том числе на образование будет направлен 31 процент, здравоохранение — 23, культуру — 10 процентов.
Бюджет Витебщины в этом году составляет 2 триллиона 238 миллиардов рублей.
В соответствии с Законом Республики Беларусь о бюджете мы учитываем все прогнозные показатели, определенные главой государства и нормативными документами. При формировании бюджета еще в октябре — ноябре собирали все предложения от городов и районов области, чтобы не оставить без внимания деловые инициативы по экономическому развитию. В декабре на сессии областного Совета был принят главный документ, касающийся жизнеобеспечения нашего региона. В его основе — стимулирование экономического роста, привлечение инвестиций, реализация государственных, областных и региональных программ, развитие социальной сферы.
— Есть ли какие-то особенности в том, как шло формирование доходной и расходной частей бюджета в сравнении с прошлыми годами?
— Коренных изменений нет, основными источниками доходов остаются налог на добавленную стоимость (29,5 процента от общей суммы доходов), подоходный налог (25,4 процента), налог на прибыль (24,7 процента), налоги на землю и недвижимость (10,6 процента). На формирование бюджета повлияло, во-первых, сокращение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, во-вторых, принятие закона о государственных социальных льготах.
Для стимулирования развития и создания новых производств в городах районного подчинения с численностью до 50 тысяч человек и поселках городского типа, сельских населенных пунктах налоги (за исключением налога на добавленную стоимость) и сборы предприятий, которые созданы в 2007—2008 годы, полностью зачисляются в соответствующие местные бюджеты по месту постановки этих организаций на учет в налоговых органах.
Расходы на субсидирование городских и пригородных перевозок предусмотрены с учетом вступления в действие Закона “О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан”. В результате, если раньше за счет средств бюджета возмещалось до 25 процентов затрат на обеспечение пассажирских перевозок, то теперь планируется до 19,6 процента.
— А какие расчеты по возмещению затрат на обслуживание жилфонда жилищно-коммунальными хозяйствами? 
— На мой взгляд, у нас действует щадящий режим по оплате за коммунальные услуги для населения. Из бюджета возмещается 48 процентов (!) затрат организаций ЖКХ. Само население оплачивает по фиксированным тарифам 34 процента затрат, остальные 18 процентов возмещают сами организации ЖКХ из своих доходных источников.  Общий объем ассигнований на 2008 год на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство составляет 16 процентов бюджета области. В 2008 году в Витебской области предстоит сдать в эксплуатацию 511 тысяч кв.метров жилья, на 50 тысяч кв.м больше, чем в 2007 году. На эти цели будет направлено почти 600 миллиардов рублей, из которых 340 миллиардов — кредитные ресурсы банков, 135 миллиардов — средства населения.
В составе расходов на социальную политику запланированы субвенции на жилье — для предоставления одноразовых безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений. Финансовая поддержка осуществляется молодым и многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Перечень предоставляемых субсидий и субвенций достаточно широк.
— Что можно сказать о приоритетах в сфере социальной политики?
— В бюджете есть социально защищенные статьи: это выделение средств на питание, стипендии, пенсии, медикаменты, зарплаты. И эти статьи при формировании учитываются в первую очередь. Несмотря ни на какие трудности — это свято! Например, учитывается увеличение ассигнований на выплату заработной платы работникам бюджетных организаций с ростом на 11,2 процента к уровню 2007 года.  Сохраняется система адресной социальной помощи для наименее защищенных категорий населения, имеющих реальные доходы ниже гарантированного уровня бюджета прожиточного минимума. Это касается пенсионеров и нетрудоспособных граждан. На оказание адресной социальной помощи в 2008 году запланировано направить 1825 миллионов рублей. На финансирование учреждений социальной защиты предусмотрено 45 миллиардов рублей. Эти расходы, связанные с содержанием 15 домов-интернатов для инвалидов и престарелых граждан и 27 центров социального обслуживания населения. Возрастают и расходы на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотрены расходы по выплате денежной компенсации семьям при рождении близнецов, пособий на погребение, удешевление стоимости детских путевок в оздоровительные лагеря для работников бюджетной сферы, расходы на обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни.
— Александр Егорович, в области реализуются государственные программы по возрождению и развитию села, развитию малых городских поселений, демографической безопасности, в сферах образования, здравоохранения, спорта и туризма, информатизации и так далее. Но без концентрации средств на строительство или реконструкцию того или иного важного социального объекта любая программа выглядит не яркой. На что будут направляться в 2008 году финансовые средства по инвестиционной программе?
— На продолжение строительства социальных и коммунально-бытовых  объектов по инвестиционной программе направляется 50 миллиардов рублей. Строятся средние школы в витебском микрорайоне Билево, в Полоцке, только на ввод физкультурно-оздоровительного  комплекса Лужеснянской школы-интерната-гимназии выделено 3,5 миллиарда рублей. Предполагается, это будет лучший комплекс в области среди учебных заведений. Продолжаются работы по строительству детского оздоровительного центра "Жемчужина", центральной районной больницы в Шарковщине, спорткомплекса в Орше, конно-спортивного манежа в Толочине, городского стадиона в Глубоком. Много работ, связанных с улучшением водоснабжения населения, реконструкции очистных сооружений. Это также напрямую связано с проблемами жизнеобеспечения населения.
— В январе 2007 года вышел Указ Президента Республики Беларусь № 21 “О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения”. Как его реализация сказалась на улучшении работы  органов управления на местах в решении актуальных вопросов жизнедеятельности наших сел и поселков?
— Я бы назвал этот указ глобальным документом на долгосрочную перспективу. Впервые появился нормативный документ, который заложил бюджетную основу для сельского Совета, определил доходную и расходную части, раньше этого нигде не было. Теперь сформированы бюджеты первичного уровня в пределах 70 процентов собственных доходов. Это достаточно высокий уровень. Самое главное, что у сельсоветов появился стимул зарабатывать деньги за счет развития производств, повышения товарооборота, открытия новых торговых точек. В свою очередь из областного и районных бюджетов для закупки автотранспорта, компьютеризации, укрепления материальной базы исполнительной власти на местах направляется 1,5 миллиарда рублей. Сегодня все советы первичного звена имеют служебный транспорт, оснащены компьютерной техникой. Также решаются вопросы передачи на баланс ЖКХ водопроводных и канализационных сетей, мини-полигонов бытовых отходов. Облисполком поручил дорожным организациям области начать работу по принятию на баланс улиц и проездов в населенных пунктах. Все это делается для улучшения благосостояния сельских жителей, благоустройства и процветания наших сел и поселков. Все социальные вопросы в Витебской области успешно решаются благодаря совместной деятельности областного Совета депутатов, облисполкома и непосредственно его председателя Владимира Павловича Андрейченко, который много внимания уделяет повышению роли первичного звена в решении вопросов жизнеобеспечения населения.
— Спасибо за интервью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter