За что инспекторы ГАИ штрафуют инвалида

Инвалид на дороге

Читатель из Кореличского района Виктор К. в своем письме поднял деликатный вопрос. Местные сотрудники ГАИ безжалостно штрафуют его, инвалида, не принимая во внимание скромный финансовый достаток. Он пишет, что из–за больных ног ходит с трудом... «Чтобы мне легче двигаться, родители купили на рынке велосипед с подвесным мотором. Продавец уверил, что на него никаких прав не надо. Я езжу на нем в магазин за продуктами. Однажды меня останавливает милиция... Дали штраф 5 млн рублей. У меня пенсия по инвалидности только 1 млн (100 руб.)». Виктор спрашивает: правильно ли поступила милиция, потребовав права на «велосипед» и дав такой большой штраф?

Первая реакция после прочтения этих строк — недоумение. Неужели правда? Почему инспектора не могут «войти в положение» нарушителя, проявить снисхождение? Но для понимания ситуации и ответов на вопросы важны детали. Электрический мотор или бензиновый? 5 миллионов — это разовый штраф (что подозрительно много) или суммарный? Пытаюсь выяснить эти обстоятельства в личном разговоре.

На первый вопрос — можно подтвердить сумму штрафа квитанцией? — Виктор отвечает: заплатил только первый штраф. Значит, нарушение было не единственным? К разговору подключается 80–летний отец, Владимир Афанасьевич, признавая, что сына штрафовали не единожды: на АЗС, когда он поехал бензопилу заправить; потом — когда ехал на «тракторчике» на поле и дорогу пересекал... 

«А права на управление трактором у сына есть?» Отец отвечает вопросом на вопрос: «А для чего мини–тракторов навыпускали?» Мы же, дескать, не по трассе едем! Каких–то 200 метров по дороге — и в поле сворачиваем... Мини–тракторы нужны, мол, не в городе, а в деревне, где 70 процентов стариков, и прав у них нет. Разве нельзя сделать им какую–то скидку в законе? Выясняется, что Виктор управляет трактором Т–15: агрегат посерьезней мотоблока. Но это бывает изредка. Зато в магазин на расстояние около километра ездит регулярно, на этом маршруте инспектора его тоже останавливали. «Первый раз он заплатил 1 млн 260 тыс. рублей штрафа, а ему второй и третий дают... Больше он не платит. Уже и судебные исполнители приезжали», — заключает отец.

Картину происходящего дополняет старший инспектор административной практики Кореличской районной ГАИ Ольга Крючек: «В наш адрес Виктор никаких претензий не высказывал и признавал факт незаконного управления транспортным средством». В рассказе старшего инспектора детали тоже важны. Велосипед с подвесным моторчиком подпадает под действие ПДД: удостоверение категории «А» Виктору необходимо. Его уличали также в езде без шлема и управлении незарегистрированным транспортным средством, трактором. Первое нарушение правил было зафиксировано 28 ноября 2015 года на улице Кирова городского поселка Мир. В первый раз и не единожды потом водителя предупреждали о последствиях: при повторных нарушениях штрафы будут увеличиваться.

— Я лично предупреждала Виктора на административной комиссии с участием начальника ГАИ, — продолжает Ольга Игоревна. — Настаивала: вы подвергаете риску не только свою жизнь и здоровье, вам запрещено управлять любым транспортным средством с двигателем. Он обещал: больше не буду. И опять умышленно нарушал. Предлагали ему попытаться получить права, пройдя медкомиссию. Отвечал: я ее не пройду.

— Много ли еще в районе нарушителей среди инвалидов?

— Был один, пешеход, которого однажды наказали за отсутствие светоотражательных элементов. Он все понял, исправился. Виктор, я думаю, тоже все понимает.

— Каков ваш прогноз?

— Нельзя исключить, что опять не возьмется за руль...

Полагаю, Виктору не следовало доверяться мнению рыночного продавца, а изначально посоветоваться со специалистами. Поскольку не он один оказался в сложной жизненной ситуации, отправляюсь к такому специалисту — начальнику управления социальной защиты администрации Первомайского района Минска Ольге Василевской. В районе с населением более 221 тысячи человек проживает около 13 тысяч инвалидов. Немало.

— Ольга Евгеньевна, что бы вы сказали Виктору, приди он за советом?

— Что выдача технических средств социальной реабилитации инвалидов регламентируется специальным постановлением Правительства. Для каждого, кто получает группу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Медики определяют, в каких средствах человек нуждается, будь то прикроватные поручни, рычажные кресла–коляски или с электроприводом, велоколяски с цепным приводом... Затем местные социальные органы принимают от человека заявление и передают в вышестоящие заявку на приобретение. Половина стоимости инвалиду компенсируется. Но я бы начала с того, что предложила Виктору встать на социальное обслуживание: продукты ему будут доставлять на дом.

— Его, судя по всему, едва ли устроит такой вариант. Он, похоже, желает вести активный образ жизни, иначе не брался бы за руль скутера и рычаги трактора. И ведь справляется! Как быть?

— Он должен доказать это медикам, чтобы они вынесли свое решение. Знаю в нашем районе инвалидов–«колясочников» 1 группы, которые имеют водительские права категории «В» и управляют дорогими автомобилями с ручным приводом.

Это мнение разделяет и Ольга Калечиц, заведующая отделением по освидетельствованию водителей 24–й городской поликлиники спецмедосмотров Минска: «Наличие инвалидности и диагноз сами по себе говорят лишь о том, что у человека имеется заболевание, и разве что ограничивает действие справки по срокам. Если Виктор или кто–то иной в подобной ситуации желает на законных основаниях ездить на велосипеде с мотором, он должен пройти медицинское освидетельствование и получить документ на право управления: медкомиссия неизбежна. В каждом райцентре она имеется. Если же Виктор будет признан негодным к управлению транспортным средством, комиссия будет обязана направить в ГАИ соответствующую информацию — без указания конкретной причины, не раскрывая врачебной тайны».

Резюме. Ответ на главный вопрос Виктора К. очевиден. Требуя у него водительские права и наказывая за их отсутствие, инспектора ГАИ поступают... по закону. Упрекать их в «бессердечии» было бы неправильно. И мы, журналисты «СБ», регулярно призывая водителей и мотоциклистов, пешеходов и велосипедистов к безопасному поведению на дорогах, обязаны быть последовательны: правила едины для всех. Если для инвалидов и есть исключения, то они уже прописаны, например, в правилах парковки и соблюдения некоторых знаков. Но касаются лишь тех, кто имеет водительские права. И уж тем более странно позволять езду без прав на мини–тракторах только потому, что водители живут в деревнях: трафик на дорогах всей страны одинаково напряженный. Если кто–то умышленно рискует своей и чужими жизнями, то чем инвалид в этом смысле лучше нетрезвого водителя? Что касается штрафов, то Виктор, как представляется, достаточно зрелый человек, чтобы самому решить вопрос, нужны ли ему новые. В конце концов, судебные исполнители тоже следуют закону. Лучше последовать прозвучавшим в статье советам профессионалов и попытаться пройти медкомиссию, чего мы Виктору искренне желаем.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 163 (25045). Пятница, 26 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter